Александр Косолапов (р.1943) открывает персональную выставку в Москве. Российский художник, живописец, график, скульптор с 1975 года живет и работает в Нью-Йорке. Его карьера состоялась в США, а произведения находятся в зарубежных частных коллекциях, галереях, ведущих музеях мира — от главного американского музея современного искусства MOMA, Нью-Йорк, до главного музея русского искусства — Третьяковской галереи. Метафористичные работы Косолапова стали знаками, ироничными по отношению и к советской идеологии и к глобальному масскульту, и к тоталитаризму, и к авангарду.
По теме: Четкие контуры Alina Pinsky Gallery
Он также современен как движение Black Lives Matter, и также вне времени — как те символы культуры, на которые ссылается в своем творчестве. Экспозиция во время пандемии столь значимого художника, работы которого не раз вызывали скандал и подвергались запрету — безусловно событие. DTM — это всего вторая персональная выставка в постсоветской России (первая прошла в ММоМА, на Гоголевском бульваре, в 2017 году).
«Александр Косолапов, возможно, самый чуткий среди соцартистов режиссер комбинаций различных исторических артефактов, пишет арт-критик Сергей Хачатуров, — Он режиссирует ситуации, по силе сравнимые с назревающими скандалами великой русской литературы (Федора Михайловича Достоевского). Тонко и точно выстроенные, эти ситуации создают предчувствие крушения и бури, которые разрешаются в душе, сознании зрителя. Ведь радикальные в своей антисервильности и неблаговоспитанности сближения (лицо российского президента, вписанное в портрет леонардовской Мона Лизы) помогают зрителю освободиться от собственной несвободы, преодолеть диктат авторитетов и фетишей…
В новой выставке DTM Косолапов распоряжается наследием дадаизма, авангарда, Ренессанса и поп-арта. DTM — аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». В своих комбинациях художник двигает эти буквы-мемы-знаки как фигуры шахмат по клетчатому полю. «Башня III Интернационалу» Татлина, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан. R.Mutt» (писсуар) Дюшана, автомат Калашникова выступают гимнастическими снарядами на параде физкультурниц…
Напряжение полюсов жизни — это и растерянность перед собственной идентичностью в неопопартистском триптихе What’s wrong with my skin. Реагируя на новые расовые волнения мира, художник изобразил себя темнокожим. Вставленный в слово LOVE череп подключает к игре Энди Уорхола, также коды актуального стрит-арта. Одновременно отсылает к известной барочной аллегории «суета сует»… Уместно вспомнить приведенную Сьюзен Сонтаг в книге очерков «О фотографии» мысль о том, что художник извлекает аналогии из самых несхожих вещей.»
Выставка организована Syntax Gallery, галереей Эльвиры Тарноградской на площадке Cube.Mosсow, The Ritz-Carlton, – 2-й этаж. Галерея Syntax основана в 2018 году Эльвирой Тарноградской, в прошлом основательницей компании Artika Project и галереи «Треугольник». Главным для галереи является создание пространства для диалога различных художественных стратегий и поколений, а также поддержка российского современного искусства на международной арт-сцене.
• Александр Косолапов. DTM. С 18 января до 26 февраля, Syntax Gallery, Москва