Сегодня маски прочно ассоциируются с пандемией и рассматриваются как медицинский аксессуар. Между тем у этого предмета богатый ритуальный, театральный, декоративный бэкграунд. Пять росссийских художников начали создавать маски задолго до нашествия Covid-19 — сегодня их работы обретают новый смысл и вызывают особый интерес.
По теме: Маски с принтами от знаменитых художников
Анастасия Пилепчук
Анастасия — мультиталант: художник, фотограф, модельер, редактор журнала Areola Magazine, пробует себя в роли диджея, выступая в костюмах и масках, которые придумывает сама. «Я родилась в Якутии, детство провела в Бурятии, в местах, в которых развит шаманизм — здесь верят в общение с потусторонними мирами и в то, что маски защитят от духов». Но прежде всего маски для Пилепчук — средство самовыражения. Вдохновение она черпает из множества вещей — природы, культур, настроений, творчества любимых художников Фриды Кало и Бьорк. Например, одна из масок похожа на ледник, который она видела в Исландии. Действует интуитивно, обычно без эскизов, использует металл, дерево, пластик, бумагу и даже CD-диски. «Я просто беру материал, опираюсь на эмоции или воспоминания и работаю, пока не пойму, что все закончено». Мечтает поэкспериментировать с драгоценными металлами.
Венера Казарова
После школы поступила в Архитектурный институт на факультет дизайна костюма, но через два года перевелась в Московский университет технологии и дизайна. Создает костюмы для театральных постановок и современного танца, оформляет пространства для фотосессий, устраивает собственные перформансы. Для своих представлений придумывет разных мифических персонажей, для чего создает маски, в которых соединяет настоящую живую рыбу и сырое мясо, предметы быта и старую одежду. «Я могу сделать маску из чего угодно, также как могу увидеть маску во всем». Венера признается, что находится под влиянием сюрреалистов и дадаистов, считает, что их работы — самое сильное, что было сделано в искусстве. «Я работаю со сложными образами, психологизмом, сновидениями и ассоциациями», — говорит автор.
Никита Реплянский
Киберхудожник из Петербурга, работает на стыке искусства, технологического дизайна и моды. С детства увлекался научной фантастикой и киберпанком, в 18 лет начал работать в сфере компьютерных игр. Через несколько лет стал первым в России дизайнером протезов и нейроинтерфейсов — устройств, которые считывают сигналы активности мозга для управления программами. Реплянский объединяет технологии нейро- и голосового управления с трендами фэшн-аксессуаров — его разработки напоминают арт объекты. Специально для модели Сэмми Джабраил, которая в 2017 году попала в аварию и потеряла ногу, создал нейромаску Cyber Warrior. Участвовал в Mercedes-Benz Fashion Week, представив протез со встроенным беспроводным MIDI-синтезатором. Помимо протезирования, сосредоточен на 3D скульптуре, голографических холстах, AR-масках для инстаграма. Готовит коллаборации с модными брендами.
Дмитрий Шабалин
Дмитрий Шабалин работал в глянце, был стилистом и фэшн-редактором журналов Numero и Interview. Вдохновение пришло, когда он приехал на каникулы из Москвы в родной город Березники и наткнулся на коробку с детскими игрушками. Начал их склеивать. Сначала были коллажи, а потом к одному из них Дмитрий прикрепил ленты. Его маски — пример апсайклинга: автор дарит новую жизнь старым вещам, получая в итоге предмет более высокого уровня, чем исходники. В дело идут детали от зонтика и часов, бусины и полудрагоценные камни, старый бритвенный станок, значки и детские игрушки. Результат — скульптурные, яркие декоративные аксессуары, напоминающие шаманский атрибут. Шабалин регулярно выставляется в московских музеях, участвовал в международной биеннале декоративно-прикладного искусства Révélationsв в парижском Grand Palais. Сотрудничает с PA Gallery.
Алиса Горшенина
Родилась в деревне Якшина Свердловской области. Корни вдохновения — в деревенском детстве, уральской мифологии. Хотя художник признает, что ее родина — «не красивая картинка, а суровое место, где люди выживали как могли». Горшенина получила высшее художественное образование, но уверена, что и без него работала бы так же, как сейчас. Не разграничивает свое творчество по техникам и жанрам, но много занимается текстилем: делает шитые скульптуры, одежду, маски, создает современное текстильное искусство. Одни видят в ее работах фольклорные мотивы, другие — феминистский манифест. Алиса вспоминает, что когда переехала с семьей в Нижний Тагил и у нее начались проблемы в школе, ей постоянно хотелось быть другим человеком, скрыть свое лицо. «Когда я надевала маску, то чувствовала себя свободной».