Российский музей и французский ювелирный Дом инициировали проект — пятилетнюю реставрационную программу, итоги которой можно посмотреть на выставке в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Выставка построена вокруг этих пяти отреставрированных шедевров, вместе с которыми в Пикетом зале представлены 35 предметов из исторической Cartier Collection — собственного собрания марки — украшения и часы, подобранные по принципу общности материала, стиля или техники.
По теме: Пятичасовая онлайн-прогулка по Эрмитажу с Apple
Партнерство с Эрмитажем началось для Cartier почти 30 лет назад, в 1992 году, когда музей представлял выставку «Искусство Картье». Новый этап сотрудничества начался пять лет назад: с 2016 года при поддержке Cartier сотрудники Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа отреставрировали пять уникальных памятников декоративно-прикладного искусства из собрания музея.
В 2016 году сотрудниками Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов (заведующий – Игорь Карлович Малкиель) была отреставрирована едва ли не единственная сохранившаяся в мире хрустальная лампа, созданная арабскими мастерами в X веке и украшенная позже искусными итальянскими ювелирами эпохи Возрождения. На выставке хрустальная лампа дополнена произведениями французских ювелиров, обратившихся к этому удивительному материалу десять веков спустя. В украшениях из Cartier Collection можно видеть, как мастера ХХ века сочетали хрусталь с драгоценными камнями, а желтому золоту предпочитали платину.
В 2017 году при поддержке Cartier был отреставрирован золотой ароматник из сокровищницы Великих Моголов, инкрустированный алмазами, изумрудами и рубинами, который был подарен правителем Ирана Надир-шахом двору императрицы Анне Иоанновне. Он представлен в окружении украшений Cartier с восточными мотивами, в том числе колье в индийском стиле из 18 рубиновых и алмазных плакеток, нанизанных на 360 жемчужин в пяти нитях. В изготовлении колье использовалась техника кундан — тот же способ крепления камней, что и при создании эрмитажного ароматника.
В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533)– уникальный предмет, созданный в XVI веке в Нюрнберге и чрезвычайно важный для истории развития европейского ювелирного дела. Он составлял приданое Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, невесты сына Петра I царевича Алексея. Здесь представлена камея, обрамленная в золото, созданная в 1860 году — период, который иногда называют «Картье до Cartier». Изумруды, сапфиры и рубины золотого браслета 1945 года напоминают о византийском искусстве.
Среди украшений с христианскими мотивами есть подвеска 1949 года, включающая крест 1934 года. Экспонат, отреставрированный в 2019 году, — фельдмаршальский жезл Александра II, украшенный эмалями, инкрустированный бриллиантами и изумрудами, изготовленный в 1878-1879 годах известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. опровождают почетный знак драгоценные предметы Cartier, связанные с государственной символикой и военными триумфами России и Франции.
В 2020 году завершился пятый совместный проект — реставрация кабинетца, изготовленного в Аугсбурге известным мастером Геверсом в 1700-1705 годах. В диалог с украшениями кабинетца вступает брошь Cartier 1899 года, а с его главным элементом — три экземпляра декоративных часов, предназначенных для письменного стола или каминной полки. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными статьями Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа; и Сирилла Виньерона, президента и генерального директора Cartier. Кураторы выставки: Ольга Григорьевна Костюк и Ольга Владимировна Съедина.
• Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier, Государственный Эрмитаж, 21 февраля — 18 апреля 2021