Первая персональная выставка Дэмиена Херста открылась в Санкт-Морице. Это масштабное шоу, состоящее из более чем 40 работ, проходит на пяти площадках. Название ретроспективы, организованной при содействии города — Mental Escapology («Ментальная эскапология»). Она заняла в том числе и два исторических здания: неоклассический Форум Парацельса в Санкт-Морице-Бад и протестантскую церковь в центре Санкт-Морица. Экспозиция выстроена таким образом, чтобы сливаться с впечатляющими пейзажами и наиболее важными общественными пространствами города. Это настоящий диалог искусства и природы, современного и исторического.
По теме: Современное искусство: 10 самых влиятельных художников
Куратором выступил Джейсон Бирд. Главным аттракционом являются три масштабные скульптуры под открытым небом. Скульптура Херста «Монах» высотой более 3,5 метров выставлена в центре замерзшего озера Санкт-Мориц (это первый опыт демонстрации искусства на самом озере за всю историю города), а «Две фигуры с барабаном» установлены на юго-западном берегу озера. «Храм» — 6,5-метровая расписная бронзовая скульптура, изображающая анатомическую модель, выставлена в Waldhaus Am See. «Протей» из серии «Сокровища» изображает меняющего очертания морского бога из греческой мифологии — он расположен за пределами протестантской церкви.
Большая часть произведения находится в Форуме Парацельса — здании XVIII века, расположенном на месте бывшей термальной ванны, возведенной в 1400 году до нашей эры. Это место, известное на протяжении веков своими целебными и терапевтическими свойствами железистых вод, оказалось созвучно работе Херста: в ней художник исследует науку и современную медицину.
Ключевые объекты — это шкаф для хирургических инструментов «Стриппер» (2006 ), где медицинское оборудование помещено внутри витрины из нержавеющей стали, а также ранее не выставлявшиеся инсталляции из серии «Ментальная эскапология» Херста. К осмотру — работы с формальдегидом из серии «Естественная история» и фотореалистичная картина под названием «Хирургические инструменты для кесарева сечения».
Здесь же объекты самых известных серий Херста: «Естественная история», «Точечные рисунки», «Цветные рисунки бабочек» и «Ментальная эскапология», в честь которых и названа выставка. Есть и сюрпризы — ранее не выставлявшиеся работы из серии «Точечные (фармацевтические) картины: тесты, реагенты, диагностика и случайные образцы», датируемой 1998 годом. Они состоят из цветных пятен неправильного размера, которые не следуют за однородной структурой сетки.
В церкви выставлена подборка картин Херста с мотивами бабочек. В самой ранней серии под названием «Бабочка» элементы размещаются на холсте в случайных местах, а в картинах «Калейдоскоп» они выстраивают замысловатые геометрические и концентрические узоры. Для художника был важен духовный символизм бабочки — как в случае с коллекцией 2008 года, названная в честь фрагмента из Книги Псалмов, или как в коллекции 2019 года, вдохновленной «мандалой», медитативным инструментом в индуизме и буддизме.
• До 24 марта 2021 года