Центр современной культуры Гараж открыл весенний сезон тремя проектами. Каждая выставка исследует различные аспекты: от феномена «нереализации» до трансформаций движущегося изображения и спекулятивных прогнозов в «эпоху коронацена».
По теме: Искусство и коронавирус: 25 муралов из разных стран
Персональная выставка Давида Кларбаута под название «Невидимый звук» открывает цикл выставок трех художников, работающих с кино и видео. Экспозиции призваны расширить представление как о формах и функциях движущегося изображения, так и эмоциях, которые оно может вызвать. Кларбаут создает гибридные произведения, где различные медиумы растворяются друг в друге. Для создания образов художник использует видео, фотографию, кино и 3D-технологии. Его работы исследуют феномен «темной оптики» — именно этот термин Кларбаут применяет для обозначения современного состояния изображения. Он утверждает, что производство искусства стремится вернуться к установкам до 1850 года, то есть до широкого распространения фотографии: это означает, что изображение снова создается умелыми ремесленниками, манипулирующими реальностью с помощью графических и видеоредакторов. Фотография больше не документ: ее достоверность вызывает все больше сомнений, поскольку эффективность цифровых средств обработки графических файлов все возрастает.
Еще один проект весеннего сезона — «Настоящее время, несовершенный вид» — рассматривает феномен отмены и «нереализации», который стал частью жизни каждого, кто связан с производством культуры — художников, архитекторов и различных институций. Выставка — своего рода настройка терапевтический оптики, открывающей художественные истории и персонажей из архивов Музея современного искусства «Гараж». В этой экспозиции представлен документальные реконструкции нереализованных идей самой разной типологии.
Это проект танцплощадки, которую архитектор Игорь Пяткин предлагал построить на месте «Шестигранника» в парке Горького; замысел светозвукового оформления Красной площади Франциско Инфанте; план издания каталога «Музея желаний» — коллекции проектных идей женщин-художниц; незавершенный проект экспозиции «Меланхолия» Петра Белого для петербургского парка около ДК Газа. Причины отмены проектов разнятся так же, как реальность десяти-, двадцати-, сорокалетней давности — и актуальная «пандемическая» реальность. Их природа и находится в фокусе внимания выставки.
Третье шоу «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» было задумано еще во время первого локдауна. Тогда «Гараж» предложил авторам и творческим коллективам, проживающим и работающим на территории России, рассмотреть спекуляции (от лат. speculatio — «высматривание») в широком философском смысле: как одну из форм взаимодействия с реальностью и/или умозрительное рассуждение о возможном — таким образом с помощью искусства можно было бы на любой смысловой дистанции рассуждать о текущей ситуации. Такой подход дал возможность авторам реализовать новые масштабные и амбициозные работы: из более 1000 заявок было отобрано 33 участника, среди которых 11 групповых проектов.
Выставка преъявляет широкий спектр прогнозов, прозрений и сценариев — абсурдных, фантастических, визионерских и порой пугающе реалистичных. Представленные работы обращены не только в будущее, но и к возможному прошлому или настоящему, трактуя «спекуляцию» предельно широко: от фигуры рыночного спекулянта и тайных обществ до альтернативной медицины и технологических стартапов.
Архитектурная концепция этой выставки разработана бюро «Новое»: она объединяет галереи Музея единой суперповерхностью, прочерченной по модульной сетке и состоящей из светящихся квадратов матового стекла. Зрителям предлагается передвигаться по выделенному маршруту — движение вдоль экспозиции напоминает прохождение компьютерной игры. Такая геймифицированная среда вдохновлена научно-фантастическими фильмами, аркадными видеоиграми, а также отсылает к кроссвордам, формулярам, анкетам и рекомендованной ВОЗ дистанции (1,8 м). Перемещение превращает осмотр выставки в приключение, создавая новый телесно-зрительский опыт.