Тики Атенсио-Демирджян (Tiqui Atencio-Demirdjian) — знаток современного искусства и дизайна, председатель международного совета директоров Фонда Гуггенхайма. Она — автор бестселлера «Ради искусства: в домах арт-дилеров» (For Art’s Sake: Inside the Homes of Art Dealers), исследующего впечатляющие коллекции произведений искусства на частной территории успешных арт-дилеров.
По теме: Дома самых влиятельных арт-дилеров — в одной книге «Ради искусства»
Книга за короткое время стала невероятно популярной. Презентации этого выдающегося тома обычно сопровождались фото-выставкой, которая привлекала и знатоков современного искусства, и монарших особ — таких как, Альберт, принц Монако. «Я хотела запечатлеть историю своих личных впечатлений, путешествий и творческого поиска, написать о своих эмоциях. Ведь коллекционеры и способы построения коллекций очень разные, и мне эти различия были чрезвычайно любопытны».
Искусство в интерьере
Я процитирую Питера Марино — большого эксперта в этой области. В предисловии к моей книге он говорит, что «на отношение человека к искусству напрямую влияет его размещение». И для меня этим все сказано.
Кислород культуры
В будущем искусство станет более технологичным — это будет происходить постепенно, с приходом новых поколений художников, которые окажут влияние на всю сферу. Сейчас много говорится о NFT — и также можно увидеть множество спекуляций в связи с этим. Процитирую Бернара Бюффе, который сказал: «Будьте осторожны, оценивая новое искусство, потому что, когда оно действительно появится, вы его не узнаете».
Я действительно верю, что в искусство будущего будет говорить о чем-то очень важном — но на данный момент мы этого не знаем. Я очень благодарна инновационным цифровым платформам, которые помогли всем нам во время пандемии. Они позволили каждому стать более творческим, заново изобрести себя и показать миру, на что мы способны. Мы, безусловно, открыли новые способы экспонирования искусства. Я верю, что многие извлекли пользу от расцветшего онлайн-феномена, поскольку он охватывает огромную аудиторию.
Что касается выставок, будут активно использоваться обе практики — реальная и виртуальная, и в этом заложен огромный потенциал. Откровенно говоря, я предпочитаю личный опыт, но онлайн тоже имеет много преимуществ. Нынешняя реальность подтолкнула музеи к еще большей осведомленности о важности цифрового мира, и они быстро адаптировались к нему: сейчас музейщики более чем когда-либо заинтересованы в понимании и принятии «новизны». Музеи же — это кислород культуры, без них мы не можем жить, они никогда не потеряют своей значимости.
Ради искусства
Мой рабочий процесс всегда один и тот же. Я составляю список людей, которых считаю наиболее интересными, знающими и увлекательными. Затем наступает трудная часть — посетить их или позвонить каждому коллекционеру или дилеру и убедить их участвовать в моем предприятии. Очень помогало то, что в основном они мои друзья. Но самая сложная часть — это логистика международных поездок для проведения интервью и съемок.
Я хотела понять и показать, как живут арт-дилеры — и показать их выбор искусства и дизайна. Книгу я заканчивала во время первого локдауна: я верила, что у каждого негативного явления есть и оборотная сторона. Но уже через несколько месяцев, во время второго локдауна, настроение стало менее радужным. К сожалению, книжные магазины закрывались, издание стало доступным только по заказу и на сайте Amazon. Однако, несмотря на все сложности, спустя всего два месяца после его появления на книжных полках, мы уже сделали первое переиздание.
Я работаю над своей третьей книгой. Не могу говорить об этом слишком подробно, поскольку немного суеверна, но могу сказать, что это естественное продолжение моих книг «Мог бы, хотел, должен» и «Ради искусства: в домах арт-дилеров».