Выставка Rue La Boеtie, 21, посвященная продавцу искусства Полю Розенбергу, стала настоящим событием европейской музейной жизни.
Биографию Поля Розенберга, одного из самых выдающихся маршанов первой половины XX века, описала в своей книге его внучка, красавица Анн Синклер, известный политический журналист, жена скандально известного французского политика Доминика Стросс-Кана. А жизнь его, представленная на фоне политических и социальных катаклизмов Европы, годы, полные драматичных событий и головокружительных коллизий, — идеальный сценарий для Стивена Спилберга.
Поль Розенберг одновременно был и другом знаменитых художников, и предприимчивым продавцом их искусства. Он продолжал традицию маститых парижских дилеров, открывавших миру великих художников и существенно повлиявших на ход истории искусства. Среди его предшественников были Поль Дюран-Рюэль, легендарный продавец импрессионистов, Амбруаз Воллар, а также французский галерист немецкого происхождения, историк искусства и писатель Даниель-Анри Канвейлер. После вынужденного отъезда из Франции Канвейлера кубисты перешли к братьям Розенбергам.
Искусство художников-импрессионистов продавал отец Розенберга. Его брат, Леонс Розенберг, начал продвигать искусство кубистов, но без особого коммерческого успеха. Поль оказался более удачливым. Галерея на рю ла Боэси 21 появилась в 1910 году. Когда в пул Розенберга попали Пикассо и Брак, Розенберг решил разделить периоды: на первом этаже он экспонировал импрессионистов, на втором — авангардистов. Таким образом, посетители и потенциальные покупатели видели сначала что-то знакомое и постепенно переходили к искусству смелому и экстраординарному.
Поль Розенберг обладал не только чутьем на перспективных художников, он выработал рациональные основы торговли искусством. Прежде всего, он полагался на систематичность анализа. Все продажи были зафиксированы в книгах учета, эти записи позволяли маршану анализировать, опираться на точные данные и прогнозировать будущее, а также направлять художников. Так, например, Браку он советовал чаще вводить женские образы, а Пикассо рекомендовал «ходовые» форматы. Розенберг не жалел сил на кропотливую работу с клиентурой, умно и очень эффективно рекламировал творчество своих протеже.
Со всеми художниками маршан подписывал контракты и поставил ценообразование на рациональную основу. В период между двумя войнами все художники – Пикассо, Брак, Леже, Лорансен, Матисс — имели возможность регулярно выставляться, так как Розенберг ежемесячно менял экспозицию в галерее и устраивал громкие вернисажи.
Особое место на выставке отведено 1930-м годам. Целый раздел посвящен истории позорной мюнхенской выставки «Дегенеративного искусства» 1937 года: работы авангардистов (в том числе, и тех, с кем работал Поль Розенберг), собранные по музеям Германии. По разным подсчетам от 16 до 20 тыс. произведений было изъято из музейных собраний, частично сожжено, частично распродано.
Полотна, принадлежавшие Розенбергу, оказались и на знаменитом аукционе в Люцерне в 1939 году. Розенберг не только стал свидетелем поворотного момента в истории искусства, но и самым символичным образом стал участником исторического процесса.
Его знаменитая галерея на улице Боэция 21 (Рю ла Боэси, 21) во время оккупации Парижа была превращена в центр антисемистской пропаганды: именно здесь с мая 1941 года располагался «Институт по изучению еврейских вопросов». Сам Розенберг с семьей смог выехать из страны через Португалию в США. Часть работ он смог взять с собой, часть была спрятана в Марселе, большое количество прошло через сортировочный пункт, организованный в зале «Мучеников» галереи Jeu de Paume.
На выставке собрано около 60 работ, так или иначе связанных с деятельностью Поля Розенберга и в Париже и, после эмиграции, в Нью-Йорке, где маршан продолжил деятельность, открыв галерею сначала на 57-й улице, а потом на 79-й.
Главное достоинство выставки — пронзительный рассказ о драматичных событиях ХХ века и ряд первоклассных произведений всех подопечных Поля Розенберга — Пикассо, Брака, Леже, Лорансена, Матисса. • Выставка Rue La Boetie, 21 открыта в Музее изобразительного искусства Ла Бовери в Льеже до 29 января 2017, в Музее Майоля в Париже — со 2 марта до 23 июля 2017.