Брюссельская ярмарка искусства BRAFA — одно из любимых мероприятий европейских декораторов. Старейшая — ибо проводится с 1956 года, вечно молодая, ибо организаторы чувствуют конъюнктуру и умело ведут этот роскошный корабль, сохраняя курс в самых драматичных экономических ситуациях. В этом году в выставочном центре Tour&Taxis гостей встречали 132 галереи из 16 стран. Цена стенда c оформлением для галерей-участниц колеблется от 25 до 50 тыс. евро. Организаторы довольны: несмотря на снижение общей активности и цен на рынке, на ярмарке появились 13 новых галерей. Посетителей оказалось много — 61 250 человек (в прошлом году их было 58 000).
BRAFA, как всегда, по-хорошему эклектична (нет тематических зон, бок о бок стоят галереи, продающие африканскую скульптуру и европейское серебро, живопись старых мастеров и дизайнерские браслеты). BRAFA по-прежнему универсальна по ценам — миллионные полотна Шагала (Galerie Boulakia), авторские шелкографии Франсуа Авриля по 150 евро на стенде Huberty&Breyne Gallery, пейзаж Ренуара за 790 тыс. евро (Stern-Picasso) и старинную географическую карту за 5 тыс. евро. Приглашенный гость нынешнего года, аргентинский художник Хулио Ле Парк, своими инсталляциями существенно усилил ощущение, что на ярмарке много современного искусства. Модернистов и современников становится все больше, и BRAFA следует глобальной тенденции всех мировых ярмарок.
Итак, на что делают ставку галереи? Во-первых, на фьюжн. Тут не боятся сочетать произведения, разнесенные во времени и пространстве. Например, в Galerie Mathivet предлагали столы и стулья (листья-веточки-латунь) современного скульптора Франка Эвену и ковры австралийских аборигенов.
Законодатель моды на коктейль эпох Аксель Верворд (Axel Vervoordt), отлично знакомый московским профессионалам интерьера, всегда смешивал античную скульптуру, средневековых будд и абстрактную живопись ХХ века вроде полотен Лучо Фонтаны. С некоторых пор к триаде прибавились современные художники-китайцы.
Всё по правилам: эклектичной ярмарке — эклектичные стенды. Второе очевидное увлечение галерей — blow-up. Никто не рискует, потратив от 25 до 50 тыс., всю экспозицию отдавать одному мастеру, но именно на BRAFA все чаще галеристы делят стенд пополам, чтобы все-таки устроить небольшое one-man show или в общей экспозиции намеренно выделяют одно имя. Ги Питерс (Guy Pieters Gallery) cнова прославлял своего супергероя — художника Яна Фабра. Большие бюсты плюс акварельные работы в рамках по 30 тыс. евро каждая — проект «Карнавал мертвых» — как всегда, занимали 2/3 стенда.
Галерея Francis Maere Fine Art половину стенда отвела под выставку бельгийского скульптора Эжена Доденя (1923–2015). Мюнхенская Die Galerie потеснила экспозицию мастеров объединения «Кобра» и выделила драгоценные квадратные метры для десятка живописных (по цене 10–25 тыс. евро) и скульптурных работ Алена Клемана — художника, чье творчество среди топ-декораторов вызывает прилив адреналина: жирные яркие полосы на холстах и рельефах, и скульптуры — закрученные ленты — просто идеальны для лофтов и стометровых гостиных.
Cамый интересный пул для поисков вещей-солистов в проекте — галереи cо специализацией «дизайн ХХ века» и «декоративно-прикладное искусство». В этом году их было немного — десяток, но эффектных предметов достаточно, чтобы сделать дом незабываемым.
Франкфуртская галерея Franck Landau приготовила отличное предложение по «иконам» дизайна ХХ века. Стол Ханса Вегнера в хорошем состоянии — за 26 тыс. евро. Культовый диван бразильского модерниста Жоржи Залзупина со спинкой из досок жакаранды, набитыми с изумительными щелями, напоминающими о деревенских заборах, — всего за 24 тыс. евро. Диван Джорджа Накашимы 1960 года — за 58 тыс. евро. «Мы умеем находить редкие предметы и возбуждать к ним интерес», — признался владелец галереи Франк Ландау. «Спрос на бразильских модернистов усиливается с каждым годом, и мы готовы принять этот вызов».
Энергичная парижская галеристка Элен Грейне (Galerie Martel Greiner) преуспела в продвижении французских мастеров 1950–1960-х годов. Для брюссельской ярмарки к соотечественникам она добавила скульптурную мебель итальянца Джузеппе Ривадосси (р. 1935). Плоский высоченный комод с полукруглым верхом сделан из липы. С двумя маленькими ящиками внутри. Завораживающий своей бесполезностью и оригинальной формой. Черный табурет французской скульпторши Парвин Кюри (работа 2014 г.). Авторская скульптура, на которой и посидеть не грех, — что может быть лучше? А зеркало с танцующими скелетами — вещь эпатажная, но достаточно тонкая по работе, чтобы подумать о ее покупке.
Бельгийская Galerie Anne Autegarden предлагает итальянские предметы XX века: свет, мебель, интерьерные аксессуары с датировками не позднее 1980-х. Вещи Ико Паризи, Джо Понти, Тобиа Скарпы — до 50 тыс. евро. Анн Отегарден также предлагает бельгийских и американских дизайнеров. В этом году стенд украшали несколько предметов Теренса Харольда Робсджона-Джиббингса. Важно, что цены ниже, чем в парижских галереях, например, ниже, чем у Eric Lacoste. Еще один плюс: Анн Отегарден умеет предложить и безымянные столы и комоды, выбрав вещи, эффектные по форме и с максимально проявленным «духом времени».
Стекло, винтажное и современное, по традиции привезли две галереи. Глубокий знаток всего, что связано с послевоенным европейским стеклом, Марк Хайреманс (Galerie Marc Hieremans) выставил итальянские, щведские и французские вазы. Попади они в капиталоемкий проект, позволят отработать моднейший крен mid century на самом артистичном уровне. Клара Скремини сервировала фирменное блюдо своих ярмарочных показов — пупырчатые вазы из коллекции Painted Radiation. Их в разных палитрах и формах изготавливает американский мастер Майкл Глэнси путем искусного соединения дутого стекла, меди и урановой пыли. Тут же несколько великолепных работ Марии Кошенковой — канатные узлы из стекла — были благополучно проданы в самом начале работы ярмарки (цена 6000–10000 евро).
Еще одна важная тема — коллекционный текстиль. Антверпенская галерея N.Vrouyr в этом году готовится отпраздновать столетие и одновременно шестидесятилетие участия в ярмарке BRAFA. Покупать персидские, туркменские, турецкие ковры отечественным декораторам смысла нет: материал доступен на родине. А вот посмотреть каталоги галереи с ХХ веком, в том числе предложением по коврам ар деко, было бы разумно. Другое дело галерея De Wit Fine Tapestries, торгующая гобеленами Бове, Обюссона, Брюсселя: богатый ассортимент, культурная реставрация, а о декоративных достоинствах старинных гобеленов и говорить нечего.
И наконец, не стоит забывать о русских вещах. Galerie Lamy не только собрала на стенде великолепную экспозицию старинного серебра, но и приготовила русским покупателям эффектные предметы, связанные с отечественной историей. Владелец галереи Юг-Жан Лами, председатель Бельгийской палаты королевских антикваров, борясь с непроизносимым словосочетанием «Царское село», рассказывал всем желающим историю ампирной позолоченной вазы для фруктов, которая когда-то была сделана для брата Александра I великого князя Константина Павловича (1798–1849) с монограммой его светлости. Предмет был сделан в мастерской Бьене (Maison Biennais) в 1819–1822 годах. Раритет дорогой, 85 тыс. евро, но мемориальная вещь эффектной французской работы. На том же стенде Лами предлагал и русские серебряные бокалы по цене 6000–6500 евро.