К 150-летию со дня рождения художника-футуриста Джакомо Баллы музей MAXXI в Риме подготовил проект под названием «Casa Balla: от дома во Вселенную и обратно» кураторами которого стали Бартоломео Пьетромарки и Домитилла Дарди. Параллельно для публики каждые выходные открыты двери римской квартиры Баллы.
По теме: Ширмы Джакомо Балла
Джакомо Балла жил и работал в квартире на Виа Ославия с 1929 года до своей смерти в 1958 году, а его дочери (художницы Люси и Элика Балла) поддерживали здесь порядок до 1990-х годов. Квартира с тремя спальнями, расположенная на четвертом этаже невзрачного здания сохраняла свой дух вплоть до смерти Элики в 1993 году и Люси год спустя. Они прожили в квартире всю жизнь. В 2004 году квартира-мастерская перешла под государственное управление и первоначальное красочное великолепие было бережно сохранено.
Во время своего пребывания семья Балла превратила обычную буржуазную квартиру в живое произведение искусства. Это, по словам кураторов выставки, «лаборатория для экспериментов, состоящая из необычно декорированных стен и дверей, мебели и фурнитуры, самодельной посуды, картин, скульптур, одежды, сшитой здесь же в этих стенах, и многих других вещей, которые объединяются в один калейдоскопический тотальный проект».
Особый динамический подход к своему дому является примером «футуристической реконструкции Вселенной», манифеста 1915 года Баллы и его коллеги-художника Фортунато Деперо, который гласил: «Мы, футуристы, Балла и Деперо, хотим достичь полного слияния, чтобы реконструировать Вселенную». Буквально воспринимая футуристическое представление о непрерывном творчестве, Балла подошел к своему дому как к мастерской, где мирские предметы и мебель рассматривались в качестве произведения искусства и сосуществовали с картинами, рисунками и скульптурами.
Посещение Casa Balla задумано как дополнение к выставке в MAXXI, позволяющее лучше понять жизнь художника. Тем временем в музее экспонируется серия работ, включая гобелены, рисунки, эскизы и мебель из Casa Balla, а также восемь новых работ современных международных архитекторов, художников и дизайнеров. Специально для выставки создали новые работы Джим Ламби, Space Popular и Патрисия Уркиола, Cassina (напомним, что компания также переиздала ширма Paravento Balla в 2020 году).
Эстетика Баллы и его дочерей говорит о преодолении дисциплинарных барьеров, концептуальных влияний, о сосуществовании абстрактного и образного языка. Прежде всего, художник констатировал связь между искусством и жизнью: идея семьи Балла по беспрерывному переживанию собственного искусства сделало их работу «рассеянным проектом», охватывающим многие сферы быта. Неслучайно дизайнеры 1970-х годов нашли опору в этом подходе, а их современники могут с легкостью продолжить свои размышления теперь, когда будущее стало нашим настоящим.
«Если бы Балла жил сегодня, он полюбил бы Instagram. Я не знаю ни одного другого художника того времени, который рекламировал бы свой собственный дом с газетных передовиц, — говорит историк искусства Фабио Бенци. Он считает, что футуристы в целом, и Балла в частности, оказали огромное влияние на всех авангардистов — от школы Баухаус в Германии до движения De Stijl в Нидерландах.
• Casa Balla: от дома во Вселенную и обратно, до 21 ноября 2021