Финский арт-пейзаж с каждым годом становится все разнообразнее. В Хельсинки, на бывшем военном острове Валлисаари, открылась первая Биеннале современного искусства — она исследует взаимосвязь и смысловые параллели в работах 41 художника со всего мира.
По теме: Fyra: коктейль-бар в Хельсинки
Добраться до острова Валлисаари, который находится в архипелаге Балтийского моря, можно от Хельсинки за 15 минут на пароме. Кураторы намеренно выбрали это место, где благодаря неожиданному сопоставлению заброшенной военной архитектуры и деревенских пейзажей возникает ощущение путешествия во времени. Когда-то в XVI веке у этого острова была гавань для морских судов — моряки пополняли запасы пресной воды из здешних озер, а пару веков спустя здесь появились небольшие алкогольные производства. Позже остров превратился в стратегический объект для русских войск: его застроили складскими помещениями, которые позже уже в независимой Финляндии превратились в бетонные и кирпичные казармы. Закрытый для публики до 2016 года, Валлисаари сейчас совершенно преобразился: теперь это канва для множества проектов первой Хельсинкской биеннале.
Кураторами выступил руководитель отдела паблик-арта Хельсинкского художественного музея Тару Таппола, который вместе с Пиркко Сиитари отбирал работы для экспозиции. «Сезонный цикл смены растительности сильно меняет ландшафт острова, а море меняется каждый день. Поэтому сюрпризы мира природы послужили отправной точкой для темы нынешнего года. Море и естественный ландшафт, по словам Таппола, исследуют «нашу взаимосвязь и взаимозависимость, несмотря на наши различия».
Уникальность нынешней экспозиции в том, что более двух третей работ четырех десятков художников выполнены специально на заказ для биеннале. И около трети из этого числа выставлено под открытым небом. Так, художник Тадаси Кавамата построил в 2021 году на острове маяк — созданный из собранных по острову пиломатериалов и отходов, он поднимается из глубокой шахты лифта и подземной сети пороховых погребов. Эта постройка служит ориентиром для приближающихся посетителей. Финский художник Яакко Ниемеля создал инсталляцию-предупреждение: его «Набережная 6» (2021) представляет собой строительные леса, которые обозначают тот уровень, на который поднимается Балтика в случае исчзновения ледникового щита Гренландии — леса завершаются деревянной платформой, выкрашенной в аварийный красный цвет.
Любопытен проект Самира Бховмика: он проводит мини-экспедиции в проекте под названием «Затерянные острова» (2021). Участники исследуют и формируют воображаемый трубопровод, просматривая различные произведения и мультимедийные инсталляции — таким образом проводится параллель между эксплуатацией природных ресурсов и эксплуатацией «глобального юга» (то есть людей различных рас). Кроме социальной и экологической тематики встречаются и провокативно-красивые проекты, как фильм Катарины Гроссе Shutter Splinter («Осколок ставни», 2021 г.), для которого немецкая художница окрасила фасады старого школьного здания яркими красками в своей узнаваемой манере — здание будет впоследствие снесено.
Биеннале продлится до сентября 2021 года. Некоторые проекты разместились также на близлежащем острове Суоменлинна, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также в самом Хельсинки. В городском парке Кайвопуйсто на вершине холма проходит выставка A Scene Нисканена и Сало, в рамках которой художники установили мигающие огни вокруг побережья Валлисаари.