Музей Гараж в новом сезоне делает ставку на женское искусство — в течение 2022 года пройдут персональные выставки Анне Имхоф, Хелен Мартен, Саодат Исмаиловой, а также ретроспектива Лидии Мастерковой (1927–2008). Это ключевые имена для современного искусства: немка Анне Имхоф получила в 2017 году «Золотого льва» Венецианской биеннале, а британка Хелен Мартен в 2016 году стала обладательницей престижного Turner Prize.
По теме: Новый комплекс музея «Гараж» по проекту SANAA
Обе звезды европейского искусства работают в различных областях и совмещают выразительные приемы разных областей — будь то живопись, хореография, скульптура, видео или инсталляция. Анне Имхоф (р. 1978), чья выставка завялена на март-июнь, — немецкий художник, хореограф и перформансист, работающая между Франкфуртом и Парижем. Свою практику она называет «искусством выносливости», и вместе с тем считает живопись центральным элементом своего творчества. «Гараж» с марта по июнь покажет ее новые работы, основанные на полифонии — они включают в себя музыку, человеческое тело, художественные объекты и архитектуру. Частью выставки станет перформативный проект, который можно будет увидеть и в музее, и в Парке Горького.
В марте стартует ретроспектива Лидии Мастерковой. В середине 1950-х годов вместе с однокурсниками Николаем Вечтомовым и Владимиром Немухиным она стала частью «Лианозовской группы», где быстро нашла свой стиль, более всего напоминающий абстрактный экспрессионизм. Вместе с Немухиным она проработала 14 лет. В свое время ее заметил коллекционер русского авангарда Георгий Костаки, во время ее единственной прижизненной персональной выставки. Она много экспериментировала с коллажем, включая в свои работы текстиль: старинные кружева, ветхие ткани и парчу. Это создавало объемные эффекты, сравнимые с 3D. После участия в несанкционированной «Бульдозерной выставке» в 1974 году Мастеркова уехала во Францию, начался новый период, основанный на монохромности и конструктивном начале.
С июля по октябрь зрители увидят искусство узбекской художницы и режиссера Саодат Исмаиловой: это видеоработы последних лет, а также новые произведения, посвященные исследованию истории Центральной Азии.Сентябрь-ноябрь будут посвящены графике, живописи, видео и пространственным ассамбляжам британской художницы Хелен Мартен. Специально для персональной выставки она создаст масштабный объект-платформу во входном пространстве «Гаража».
Стиль инсталляций Мартен допускает использование приемов скульптуры, трафаретной печати и собственного арт-почерка — они полны современных и исторических ссылок, их значение варьируется от трактовок повседневности до загадочных интерпретаций. Она объединяет бытовые вещи с необычными находками (ватные палочки, монеты, подошвы для обуви, мрамор и яйца перемежаются, к примеру, со змеиной кожей). Ее похожие на коллажи собрания предметов и изображений — это игра, поэтические визуальные головоломки, которые приглашают зрителя их разгадать.