Британская художница Антея Гамильтон известна тем, что сочетает в своей практике скульптуру, инсталляцию и перформанс. Эти сложные переплетения жанров рождают неожиданные визуальные и культурные эффекты. Первая крупная ретроспектива Гамильтон, которая проходит в музее современного искусства M HKA в Антверпене, названа Mash Up (до 15 мая 2022). Куратором выступила Анн-Клэр Шмитц. Выставка включает не менее семидесяти работ, созданных художницей на протяжении всей ее карьеры.
По теме: Антея Гамильтон и Джонатан Андерсон: семь костюмов в музее
Ее масштабные инсталляции, в которых сочетаются неожиданные материалы и юмор, демонстрируют альтернативную, часто фрагментированную реальность. В интерпретации Гамильтон гендерные роли, сексуальность, еда, домашняя жизнь, природа и традиции разных культур меняют свой статус и становятся текучими понятиями. Художница уверена в силе многообразия, взаимодействия, существовании сложных систем — и работает с преобразованием воспринимаемых нами реалий.
Используя «мэшап» (то есть смешивание) в качестве метода, она сопоставляет и переставляет настоящее и прошлое в моде, искусстве, дизайне, архитектуре и поп-культуре. На нее значительно повлиял французский писателя и драматурга начала XX века Антонена Арто, призывавший к «физическому знанию образов». Гамильтон стремится вызвать у зрителя телесный отклик на идею или образ — и создает убедительные и захватывающих крупномасштабные произведения, напоминающий замершие постановочные кадры. Выставка Гамильтон приглашает задуматься о знании форм и образов и поднимает актуальные вопросы о репрезентации, политике идентичности и методологиях свободы.
Экспозиция Mash Up расположилась в галереях M HKA Museum of Contemporary Art, взаимодействуя с архитектурой здания, похожего и на монументальный атриум, и на традиционный белый куб. Комнаты рассматриваются как нелинейная пространственно-временная последовательностью: в одних преобладают классические скульптурные образы, в других, более неформальных, зрители могут сидеть или «тусоваться», чтобы рассмотреть произведения. В одном конце выставочных галерей находится белое пространство с большими эркерами: здесь создается подобие домашнего интерьера, однако экспозиция не кажется обжитой или пригодной для жизни, скорее фальшивой.