Выставка «Лики / Лица / Морды» в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге продлена до июня 2022 года. Она исследует метаморфозы портретного жанра второй половины XX – начала XXI века и приурочена к 90-летию художника Анатолия Зверева. Для Мраморного дворца Русского музея была создана новая версия успешного показа 2021 года, который в Москве посетили более 20 тыс. человек.
По теме: Выставка портретов в Музее AZ
Проект собрал 90 работ из коллекции Музея AZ и собрания Наталии Опалевой. В экспозицию вошли лучшие произедения художников Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Марлена Шпиндлера, Бориса Свешникова, Эдуарда Штейнберга, Леонида Пурыгина, Ивана Лубенникова, Сергея Шутова, Наталии Турновой, Глеба Богомолова, Игоря Шелковского и др.
«Варвары предпочитали изображать Морды — и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть, — говорит автор и куратор выставки Полина Лобачевская. — Христиане взялись за Лики — ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства, которое все более и более утверждало величайшее достижение христианской культуры — несомненную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Господа Бога. И постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей творцов.
Главным для великих художников был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики. Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. В литературе и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, «но все же, все же, все же» иногда — в лики. Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в веке двадцать первом».
«Мы рады, что именно Государственный Русский музей впервые знакомит петербургского зрителя с Музеем AZ, — говорит заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. — Сегодня уже вырисовывается масштабная задача, которую в перспективе ставит перед собой музей. Это попытка собственной репрезентации искусства 1960-80-х годов как целостного явления художественной культуры».
Коллекция работ художников-нонконформистов, собранная генеральным директором и основателем Музея AZ Наталией Опалевой, сегодня является одной из самых значительных в России. Наиболее ярко коллекция была представлена во Флоренции в Фонде Франко Дзеффирелли, а затем в проекте «Свободный полет», который в 2019 году открыл Западное крыло Новой Третьяковки.