Галерея «На Шаболовке» подготовила выставку-исследование, открывая полузабытые страницы истории авангарда. Вслед за монографическими проектами, посвященными Николаю Ладовскому (2017), Мееру Айзенштадту (2018), Алексею Гастеву (2019), галерея представляет Григория Иосифовича Гидони (1895–1937) и его «Новое искусство света и цвета».
Родился будущий художник в литовском Каунасе, в семье кандидата права Иосифа Хаимовича Гидони. В 1913 году он окончил мужскую графа гимназию. В 1913—1914 годах слушал лекции на литературном факультете Парижского университета, а также посещал уроки Фернана Кормона в Национальной школе изящных искусств. С 1914 года — в Петрограде. С 1915 по 1917 учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Николая Рериха и Ивана Билибина. Как график дебютировал в 1915 году в журнале «Вершины», позже — сотрудник журнала «Аполлон». После революции продолжал карьеру художника: рисовал плакаты, афиши, иллюстрировал книги.
Гидон ратовал за «искусство, освобождающее свет и цвет от оков формы, выводящее их из плоскости картины в пространство, как искусство во времени, которое в синтезе с музыкой или театральным действием усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие». В 1931 году им запатентовано «Приспособление для получения световых декораций на прозрачном экране» (электрический светооркестровый аппарат Photo Chromo Piccolo Primo), которое планировалось использовать в театральных постановках. Позднее Гидони рассказывал, что на идею создания данного устройства его вдохновила картина Эль Греко «Толедо в грозу».
Главным инструментом искусства будущего, по мнению Гидони, должен стать свет: необходимо создание «свето-живописи», «свето-музыки», «свето-архитектуры», «свето-хореографии». Все эти направления объединятся, с одной стороны, в идее «свето-театра», где разыгрывались бы представления света и цвета со звучанием, пластикой, декламацией, кино, архитектурой, с другой — в идее создания Института Света и Цвета, а также разработки свето-технологий в качестве полноценного научного направления. Теоретические обоснования данных идей были изложены в книге Г.И. Гидони «Новое искусство света и цвета» (Ленинград, 1930).
Поиски, основывающегося на достижениях в области оптики, фотометрии, светотехники, психологии и физиологии, волновали Василия Кандинского, Александра Скрябина, Михаила Матюшина, Владимира Баранова-Россине, Льва Термена. Работая в том же направлении, Гидони сумел воплотить многие свои идеи, добиться их реализации и признания. Сталинские репрессии не позволили гениальному художнику и изобретателю завершить масштабные замыслы.
11 октября 1937 года Григорий Иосифович Гидони был арестован по обвинению в участии в «шпионско-диверсионной организации действующей на территории СССР в пользу Японии» и 10 ноября 1937 года расстрелян. Значительная часть рукописей, живописных, графических работ и фотографий конфискованы во время ареста и «уничтожены путем сожжения» (акты дела П-32718, хранящегося в Архиве УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области). Жена Гидони, Вера Ивановна Раман, после расстрела мужа была арестована и выслана в Башкирию. Сын Клер умер от голода в первую блокадную зиму. Младший сын Александр после детского дома учился на историческом факультете ЛГУ, а в год его окончания поступил на филологический факультет. В апреле 1957 года Александр был осужден за «антисоветские взгляды» (протест противокупации советскими войсками Венгрии) на два года исправительно-трудовых лагерей. Впоследствии эмигрировал в Канаду (1975), где получил степень магистра искусств в Торонтском университете. В 1978 –1980 был главным редактором журнала русской культуры и национальной мысли «Современник».
Искусство света и цвета куратор Ольга Колганова показывает в сопоставлении с творчеством А. Скрябина и В. Баранова-Россине, а также в параллелях с деятельностью других художников, композиторов, ученых и изобретателей 1920–30-х гг. В экспозиции представлены архивные документы, рисунки, чертежи оптических инструментов и светотеатров, световые партитуры, а также макеты и 3D-визуализации инструментов.
Выставка проводится в рамках празднования 110-летия старейшего искусствоведческого учреждения страны — Российского института истории искусств. В основу экспозиции легло жизнеописание Г. Гидони, а также ряд других материалов, сохранившихся в личном деле художника в архиве, Кабинете рукописей и библиотеке РИИИ. Проблемами взаимодействия звука и света в искусстве в Институте занимались с начала 1920-х годов. В числе приглашенных к сотрудничеству в этом направлении был и Григорий Гидони.
• Григорий Гидони и его Новое искусство света и цвета, Галерея «На Шаболовке», Серпуховский вал, 24 к.2. С 4 июня.