Музей русского импрессионизма подготовил выставку под названием «Точки зрения» — о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков. В экспозиции — работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой, Наталии Гончаровой и других. Произведения из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ряда федеральных и региональных российских музеев, а также частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
По теме: Выставка «Азбука шедевра» в музее «Новый Иерусалим»
Зрители могут проследить, как изображали себя сами мастера и какими их видели современники. Реалисты и новаторы, участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» писали автопортреты и дружеские портреты, демонстрируя схожесть или принципиальное различие «точек зрения».
Впервые на выставке представлены «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Государственной Третьяковской галереи, а также работа Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств. Широкая публика познакомится с малоизвестными именами, среди которых Виктор Барт — соратник Михаила Ларионова, Лев Зевин — ученик Роберта Фалька и Владимир Бехтеев — участник объединения «Синий всадник».
В портретных образах находят отражение личные взаимоотношения: профессиональные, как у Ильи Репина и Исаака Бродского; дружеские, как у Бориса Кустодиева и Ивана Куликова; семейные, как у четы Фаворских или Кардовских. В начале XX века в портретах появляются и новые мотивы — зеркала, маски, карнавальные костюмы, окна, средневековые города.
К выставке подготовлен и cпецпроект (на третьем этаже), посвященный фигуре Федора Шаляпина, — автопортреты, фотографии, сценические костюмы, а также произведения его друзей-художников. Знаменитый бас покорял публику по обе стороны океана, а в свободное от театра время увлекался живописью, графикой и скульптурой. Обладая незаурядными внешними данными и ярким характером, Шаляпин зачастую становился моделью для талантливейших мастеров эпохи, изображавших его в жизни и на сцене. Посетители увидят работы Константина Коровина, Александра Головина, последний прижизненный портрет артиста, выполненный Василием Шухаевым, и бронзовый бюст работы Паоло Трубецкого.
• Точки зрения. Музей русского импрессионизма, Москва. С 9 июня по 2 октября