После долгого перерыва из-за пандемии в Брюсселе возобновила работу одна старейших и любимых декораторами ярмарок Brafa (19-26 июня 2022). Даты открытия несколько раз переносились и вместо привычного конца января любители искусства и коллекционеры только в середине июня смогли вновь окунуться в размеренную атмосферу выставочных залов, которая отличает эту ярмарку от многих других. Однако, в следующем году ярмарка вернется в свои прежние календарные рамки и будет проходить с 29 января по 5 февраля.
В 2022 году Brafa, вот уже в четвертый раз за время существования, поменяла адрес и переместилась в Brussels Expo, комплекс на окраине города, построенный в 1935 году в стиле ар деко, с площади которого открывается вид на один из символов Брюсселя — выставочный павильон Атомиум.
Получив в распоряжение более крупные площади (15 000 кв. метров), организаторы смогли сохранить комфортную для галеристов и посетителей обстановку, качество и аутентичность предлагаемых объектов. Обычно на ярмарке их демонстрируют от 10 до 15 тысяч, каждый проходит проверку солидного пула экспертов и сверяется с базой данных Art Loss, содержащей данные об украденных произведениях искусства.
В 2022 году в ярмарке участвует 115 экспонентов, 18 из которых — новые галереи, их разнообразные специализации помогают поддерживать спектр стилей и эпох, сохраняя специфическую эклектичность предлагаемого контента. Здесь по-прежнему есть все — от античной скульптуры до декоративных предметов XX и XXI веков, от мебели эпохи Людовика XVI до работ современных дизайнеров, от африканских масок до исламского искусства, от живописи старых мастеров до импрессионистов, от произведений эпохи Возрождения до кунстштюков.
Дизайн общественных пространств всегда является приятным сюрпризом для гостей BRAFA. В этом году концепция оформления (вплоть до дизайна коврового покрытия) принадлежит скульптору Арне Куинзу, названному почетным гостем ярмарки.
Из имен, на стендах галерей, следует отметить вездесущего Пабло Пикассо с его керамикой, недавно ушедшего в мир иной Христо, с подготовительными эскизами крупных проектов. А также невозможно было не заметить работы Ханса Хартунга, повсеместно признанного одним из первых художников жеста и ярчайшим представителем направлений, объединенных понятием «информель». Конечно одной из изюминок BRAFA по праву считается стенд банка Delen, который обладает своей потрясающей коллекцией искусства и на протяжении многих лет является партнером ярмарки. Из года в год его оформляет Анна-София Делен, мастер сочетать породистый дизайн с искусством и четко формулирующая важные нюансы самых последних трендов в интерьерном дизайне — в этом году это буйство геометрии и цвета.
Какие бы стили и эпохи не комбинировал в своих интерьерах почитаемый многими Аксель Вервордт, его стенды всегда обладают аутентичным почерком мастера. Особое внимание посетителей в этом году вызывало кресло бразильского дизайнера Хосе Занини Калдаса. Прекрасный микс современного искусства продемонстрировала галерея Rodolphe Janssen. Здесь прекрасно уживались, эпатируя публику, работы керамиста Джейка Кларка, скульптуры Томаса Лероя и буквально превратившиеся в рельефы картины Брэма Богарта. На соседнем стенде известнейшая брюссельская La Patinoire Royale / Galerie Valerie Bach представляла работы двух мощнейших представительниц faiber art — зеркало La miroir de la Sorciere Жуан Вашконселуш, увитое ее фирменными вязанными лианами-щупальцами, и гобелен Ольги де Амара, сплетенный из льняных лент покрытых сусальным золотом.