В России много тех, кто может позволить себе покупать искусство и предметы авторского дизайна. О том, как их продавать, — галерист Алина Пинская. «Арт и дизайн всегда сосуществуют рядом. Пять лет назад галерея открылась именно с этой четкой концепцией: дизайн и искусство, точнее, послевоенный дизайн и абстрактное искусство того же периода. О профессии галериста я думала еще в 15 лет, до поступления в Суриковский институт, где получила диплом искусствоведа. Дизайном я стала увлекаться, когда уехала в Париж получать постдипломное образование. Профессиональный интерес начался с заинтриговавшего меня французского модернизма — простых, но столь ценимых коллекционерами предметов Жана Пруве, Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан, позже заинтересовал итальянский Memphis — радикальный дизайн 1970-1980-х. Сегодня галерея сосредотачивается именно на штучных вещах, тех, что в аукционных каталогах значатся как important design.
Галерея — это всегда личный бренд. Любой галерист продает свой вкус. Моя деятельность подразумевает постоянное переплетение частного и рабочего, одно неотделимо от другого. Лучше всего получается продавать то, во что веришь сам. Что же касается нашей пятилетней истории, то мы довольны развитием. Если все делаешь правильно, то и люди к тебе придут, и продажи обязательно последуют. Галерист — это такая сложная смесь творческого и менеджерского. Прежде всего он должен уметь оценить талант других. Искусство рождается в мастерской. А точнее — в голове художника. Я люблю разглядывать чужое искусство и распознавать дар других. Галерея — проводник между художником и аудиторией, важный связующий элемент.
Для галереи принципиально важны открытие новых трендов, новых художников, возможность дать публике посмотреть по-новому на те или иные направления в искусстве. Я стараюсь популяризировать то, что представляю. К сожалению, неграмотность и невежество — вечные спутники человечества. Невежество не может не воспринимать современное искусство в штыки. Человеку вообще не нравится непривычное. Поводом выместить агрессию может стать «Глина», а может, чей-то внешний вид. Так устроена человеческая психика. Тем благороднее популяризация искусства, как и любая образовательная деятельность.
Искусство — проводник в человеческую душу. Но воспринять многослойность смыслов и изобразительных средств может не каждый: человеческому глазу и мозгу нужно пройти определенный путь. С жутким «я тоже так могу» периодически сталкиваешься. В основном же все, кто приходит в галерею, давно прошли эту стадию. Но все равно попадаются декораторы, берущиеся за кисть, чтобы организовать «необходимое пятно» в интерьере, а иногда и, пуще того, сами заказчики… Усредненному потенциальному покупателю морально тяжело принять, что хорошее искусство может стоить дорого. А еще пять лет назад казалось: он не готов воспринимать и коллекционный дизайн — то, что некоторые винтажные вещи имеют большую ценность. Но время изменилось, ко мне стали приходить дизайнеры интерьеров со своими клиентами, и такой канал продаж превращается в существенный, так же как в Европе.
Я всегда стараюсь сориентировать своих клиентов, чтобы они могли отделить хорошее искусство от плохого, но эта проблема существует не только в нашей стране. Наша задача как галеристов — разъяснять клиентам, что коллекция — это инвестиция. Надо понимать, что плохое искусство токсично. Для развития вкуса и «антидота» я бы советовала активно ходить в музеи, смотреть красивые выставки. И не унывать. Есть вечные вещи. Поэтому именно сейчас настала пора подумать об искусстве! О художниках, галереях, о сфере эмоционального потребления с очень высокой степенью витальности.»