Юбилейная «Фотобиеннале-2022» продлена до 28 августа. Выставки этого главного фотографического события года в Москве звучат так — Габриэле Галимберти «Мой личный динозавр» и «Домашняя аптека»; Леонид Тишков «Ближе луны только звезды»; Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»; Игорь Мухин «Москва — Париж — Вена»; Дмитрий Булин Codex Rescriptus; Валерий Юрлов «Было — стало». Все они, а также экспозиция, посвященная 25-летнему юбилею МАММ, открыты до конца августа. Для МАММ лето – не пауза в выставочном сезоне, а время интенсивной работы не только с выставками, но и с образовательной и детской программами.
МАММ25
Это фотоконспект наиболее значимых проектов музея. За 25 лет МАММ сделал около 2500 выставок. Музей открыл для России практически всю классику мировой фотографии: Ман Рэя, Анри Картье-Брессона, Робера Дуано, Марка Рибу, Брассая, Эллиота Эрвитта, Уильяма Кляйна, Андреаса Гурски, Жанлу Сьеффа, Херба Ритца, Альберта Уотсона, Хироси Сугимото, Себастьяно Сальгадо, Мартина Парра и др. Экспозиция также приоткрывает «кухню» музейной деятельности — монтажи и превью выставок, работу кураторов и хранителей.
#МАММлюди
Выставка составлена из контента социальных сетей. Аудитория МАММ — главная гордость музея. 95% — люди от 16 до 35 — молодые, стильные, красивые зрители, которые приходят сюда, как в свой дом. В экспозиции также есть работы студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко. В 2018 году Школа получила в Париже звание Лучшей артинституции в области художественного образования Центральной и Восточной Европы.
Памяти Светланы Рословой
Художник-оформитель по образованию Светлана Рослова почти 8 лет работала в МАММ смотрителем. Она много общалась с публикой и делала кадры для своего популярного блога «Выставочные люди». За годы работы в музее, она стала душой МАММ, Светлану любили и сотрудники, и посетители. Эпидемия Covid-19 унесла жизнь этого хорошего и талантливого человека, а ее фотографии остались как бесценные документы в МАММ.
Габриэле Галимберти. Мой личный динозавр. Домашняя аптека
Куратор: Ольга Даниэле. Габриэле Галимберти (р.1977) изучал фотографию во флорентийской Fondazione Studio Marangoni, работал фэшн-фотографом, позже посвятил себя документалистике. Сотрудничает с изданиями La Repubblica, Le Monde, The Sunday Times, Stern, National Geographic, Geo и др. В 2021 году Габриэле Галимберти стал лауреатом премии World Press Photo в номинации «Портрет». Многочисленные проекты, над каждым из которых фотограф работает в течение многих лет, по сути являются портретами. Серии Габриэле Галимберти умно и жестко срежиссированы и мастерски сняты.
Портреты Габриэле Галимберти создает, не только запечатлев самого человека, но и выстроив вокруг него по собственному сценарию определенную категорию вещей — предметный мир, который свидетельствует о личной культуре, ценностях, достатке и мифологемах поведения. Галимберти точно подчеркивает контрасты, подмечая, например, какие игрушки в разных странах, разных слоях общества, мегаполисах или хижинах взрослые выбирают для детей или какие лекарства находятся в домашних аптечках. Проекты Галимберти создают обобщенный образ цивилизации. Одновременно художник с дотошностью документалиста пытается понять психологию каждого из своих героев. Все фотографии бережно сопровождаются текстами автора.
Игорь Мухин. Москва — Париж — Вена
В юбилейную экспозицию МАММ вошли три серии Мухина — «Москва» (1996—2000), «Париж» (1999—2000) и «Вена» (2002, показывается в России впервые). Три мировые столицы запечатлены на рубеже тысячелетия — эпохи глобальных сдвигов в экономике, в политике, в культуре, в социальной жизни. Природно присущая фотографу способность концентрировать в конкретном снимке энергетику социального пространства позволили ему создать драматичный образ России и ее столицы на рубеже веков. Начав снимать Москву в 1990-е, Игорь Мухин фиксировал не столько события, сколько атмосферу перемен. Мухин видит мир без фильтров критического или романтического реализма. Любой его фотографии присущи филигранная отточенность и кинематографическое переживание момента в рамках статического кадра. Три разных мегаполиса — Москву, Париж и Вену — Игорь Мухин снял на одном дыхании. Его интересовали люди, чаще всего молодые, часто влюбленные. Любовь объединяет, именно она лежит в основе развития, она — главный фундамент будущего.
Сергей Борисов. Сказка о потерянном времени
«Сказка» приурочена к 75-летию главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-1990-х. МАММ показывал выставку Сергея Борисова 25 лет назад — на Первой московской международной «Фотобиеннале» в 1996 году. В увлекательной и бурной биографии фотохудожника был период, когда он год работал директором вагона-ресторана в поездах дальнего следования, когда трудился «выездным фотографом», снимая школьников, детей в детских садах, свадьбы, параллельно делая снимки для обложек пластинок и киноплакатов. Драйв, жесткие и парадоксальные композиции его постановочных кадров уже в начале 1980-х годов превращают его в непререкаемый авторитет, прежде всего, в художественной среде: актеры, художники, музыканты — все хотели сниматься у Борисова. А Борисов, благодаря своей уникальной коммуникабельности и искреннему интересу к неофициальной культуре, безошибочно выбирал героев.
Люди контркультуры являли резкий контраст по отношению к тем, кто всей своей жизнью был научен не выделяться из толпы. Именно в это время возникает и альтернативная мода. Сергей Борисов снимает показы Кати Филипповой, Кати Микульской, костюмы Гоши Острецова и др. «Студия 50А» Сергея Борисова, название которой отсылало к легендарной нью-йоркской «Студии 54», стала местом сосредоточения альтернативной культуры. Многие снимки Борисова стали легендарными, широко известными как в России, так и за рубежом. По ним мир в 1980-е — 1990-е годы узнавал другую Россию: живую, свободную, фонтанирующую творческой энергией...
Леонид Тишков. Ближе луны только звезды
Главную часть экспозиции романтичного и ироничного художника писателя и поэта Леонида Тишкова занимает продолжающийся уже почти двадцать лет проект «Частная луна», посвященный Рене Магритту. Фотографы разных стран снимали перформансы-инсталляции Тишкова в Москве, Берлине, Красноярске, Лондоне, Париже и др. «Частная луна» побывала почти во всех частях света — от Арктики до Новой Зеландии. Краткий конспект ее путешествий демонстрируется в МАММ вместе с другими инсталляциями Тишкова: «Дома-скитальцы» (2008), «Машина желаний» (2010) и «Переселение людей в космос» (2012). На выставке также представлены рисунки, эскизы, поэтические тексты художника и тексты Всеволода Некрасова — одной из центральных фигур «второго русского авангарда», — с которым Тишков вел творческий диалог.
«Маленький принц» — книга для детей, которую каждому взрослому полезно и живительно для души перечитывать многократно. Она — своеобразный камертон творчества Леонида Тишкова. Вот и эпиграфом к работе «Машина желаний» художник выбирает цитату из «Маленького принца»: «… помедлите немного под этой звездой». Символический жест Леонида Тишкова — апроприация луны, светом которой он согревает души детей и взрослых, помогая преодолеть уныние, отчаяние и одиночество, сегодня особенно ценен.
Валерий Юрлов. Было — стало
Кураторы Анна Зайцева, Мария Лаврова подготовили выставку пионера послевоенной отечественной абстракции создателя уникальной изобразительной системы, которую он последовательно развивает на протяжении всей жизни,— Валерия Юрлова (р. 1932). Это живопись, графика, объекты и фотографии с 1960-х по 2010-е годы. Для многих отечественных нонконформистов именно абстракция стала главным визуальным языком, так как «позволяла проникнуть в суть вещей, в их внутреннее содержание». Акт живописи приравнивался к акту познания. Оптика Юрлова сформировалась еще во время обучения на факультете художников книги в Московском полиграфе (1949–1955). Его преподавателями были «наследники русского авангарда», выпускники знаменитого ВХУТЕМАСа — Павел Захаров, Иван Чекмазов, Андрей Гончаров.
«Я очень рано пришел к пониманию избранного мною пути, — рассказывает художник, — и когда впервые увидел работы Пикассо и Поллока, мне показалось, что я все уже до них знал и придумал». «Было — стало» — пластическая формула, найденная Юрловым. Надкушенное яблоко, разбитая бутылка, стакан или, наконец, чистая геометрическая форма — различные состояния объекта, представленные художником одновременно, репрезентируют единство гармонии и хаоса, добра и зла, жизни и смерти.
Дмитрий Булин. Codex Rescriptus
МАММ совместно с Фондом Still Art представляют первую персональную выставку молодого фотографа, победителя грантовой программы 2021 года. «Вместе с членами жюри мы отметили особый авторский подход и тонкое мастерство Димы переосмысливать классические образы и соединять их с современностью. Отдельно хочу выразить особую благодарность Ольге Львовне Свибловой за острый кураторский взгляд на творчество нашего победителя и возможность проведения его первой авторской выставки в стенах МАММ. Для Фонда это особенно символично — именно здесь в прошлом году мы объявили о старте грантовой программы, и уже через год вернулись с ярким проектом в музей», — комментирует Елена Карисалова, основатель Фонда Still Art.
Латинское название проекта Codex Rescriptus отсылает к греческому слову «палимпсест». В древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении. Этот принцип использовали и в Средневековье, когда по старым росписям или иконам писали новые. Слово codex одновременно означает и книгу, и свод устоявшихся норм. «В серии «Мир вверх тормашками!» художник переосмысливает старинные фламандские пословицы и предлагает версию их современного прочтения. Он виртуозно использует в своих постановках композиционные приемы Питера Брейгеля Старшего, а также точно подбирает моделей. Стоит отметить и то, как в проекте подобраны костюмы, которые принадлежат к винтажным коллекциям знаменитых модельеров, и, прежде всего, Вивьен Вествуд. «Это еще один важный пласт художественного исследования Дмитрия Булина, продемонстрировавшего в своем проекте блистательное владение техникой фотосъемки», — говорит Ольга Свиблова, куратор выставки и директор МАММ.