Арт-мир за последние годы активно развивается. Во многом это происходит благодаря женщинам-новаторам, которые меняют культурный ландшафт благодаря своему подходу к искусству, инновационным программам и приверженности инклюзивности.
По теме: Cosmoscow 2022: между блокчейном, дадаизмом и танцем
Наоми Беквит, главный куратор и заместитель директора Solomon R. Guggenheim Museum
Для Наоми Беквит, заместителя директора и главного куратора Музея Гуггенхайма, искусство — это проводник того, какие изменения волнуют весь остальной мир. Она поставила перед собой задачу дать музею новое дыхание. «Когда фонд создавался, он представлял искусство как отличное средство критического мышления. Хотелось бы расширить сферу деятельности. Я стремлюсь создать более инклюзивную коллекцию, отражающую разнообразное сообщество, которому она служит, — утверждает Беквит. — Хороший музейный куратор — это студент, а не специалист. Наша работа заключается в том, чтобы кто-то мог перевести прошлое в настоящее. Это требует чувствительности, смирения, любопытства и, прежде всего, готовности принять тот факт, что нет правильных ответов, а есть только разговоры, тематика которых постоянно расширяется».
Мария Кристина Дидеро, директор кураторских программ Design Miami/
«Дизайн — это люди, а не стулья. Это моя мантра», — говорит Мария Кристина Дидеро, куратор из Милана, назначенная директором кураторских программ Design Miami/. Дидеро последовательно представляет это гуманистическое видение на ярмарке коллекционного дизайна, которая проходит в Базеле, и планирует перенести его в 2023 году в Париж. «Мои независимые шоу всегда были о том, — и я говорю это с легким юмором, — о трагедиях человечества через предметы. Мне интересно узнать, что предшествовало произведению: что подтолкнуло к этой идее? Откуда берется сила произвести такой предмет, иметь смелость создать то, чего еще нет?» Для Design Miami/ Дидеро придумала концепцию «Золотого века». Подразумевая идиллическое время процветания, мира и счастья, эта тема, конечно, больше похожа на сон, чем на реальность. «Мы хотим представить пространство, в котором люди могли бы жить в гармонии. Если мы будем работать вместе с технологиями, прогрессом, творчеством и красотой, возможно, мы сможем сделать что-то лучше для нашей планеты».
Мами Катаока, директор Mori Art Museum
Мами Катаока — одна из немногих женщин-директоров музеев в Японии, и она надеется, что ее работа во главе Mori Art Museum поможет решить политические и социальные проблемы в стране и за ее пределами. «Я хочу, чтобы мы размышляли о том, как современное искусство может быть частью глобальной дискуссии. Я хотела бы, чтобы музеи функционировали как центры для совместных размышлений о лучшем будущем, углубления нашего понимания структуры мира, в котором мы живем, и уважения к различным историческим, социальным и культурным традициям с помощью современных художников». Эксперт в области современного азиатского искусства, Мами Катаока присоединилась к этому токийскому музею в качестве его главного куратора и заместителя директора. Среди организованных ею в музее презентаций — персональные выставки Ай Вэйвэя, Аиды Макото и Шиоты Чихару. Сейчас она стала директором, и параллельно является президентом Японского международного комитета музеев и коллекций современного искусства. Ее также назначили арт-директором Aichi Triennale 2022 в Японии.
Кэндис Хопкинс, куратор Toronto Biennial of Art и Forge Project
Кэндис Хопкинс в последние годы влияет на арт-комьюнити благодаря выставкам, демонстрирующим широту творчества художников коренных народов от Канады и США до Австралии, Латинской Америки и Финляндии. Хопкинс работала над многочисленными международными биеннале, включая три выпуска SITElines на SITE Santa Fe, Documenta 14 в Касселе, Германия, и в Афинах. Она также была куратором канадского павильона на Венецианской биеннале 2019 года, где были представлены работы коллектива инуитских художников и кинокомпании Isuma. Теперь она курирует Toronto Biennial of Art. Вдохновитель престижных, заставляющих задуматься шоу, Хопкинс также руководит Forge Project, нестандартной инициативой, основанной коллекционером и меценатом Бекки Гочман и соучредителем Заком Фойером. «Часть нашего видения носит активистский характер Мы хотим доказать, что искусство коренных американцев сформировало историю современного искусства в Соединенных Штатах и Канаде».
Сунджон Ким, президент Gwangju Biennale Foundation
Сейчас южнокорейская арт-сцена приобретает международную известность, и Сунджон Ким — один из лучших кураторов страны. Она — президент Фонда биеннале в Кванджу, которая считается одной из лучших биеннале в мире. В условиях пандемии Ким помогла сохранить Биеннале на плаву, несмотря на серию задержек, и даже сумела провести мероприятие в 2021 году. В начале 2000-х она была главным куратором Центра Artsonje в Сеуле, а затем — его директором. Она работала над проектом Real DMZ, инициативой, начатой в 2012 году, которая исследует тяжелые социальные условия демилитаризованной зоны между Северной и Южной Кореей с помощью произведений искусства. Она мечтает провести выставку в Северной Корее, которая стала бы большим шагом вперед в стране, где свобода творчества сильно ограничена.