«Отличники» в Музее русского импрессионизма: история 5 работ
11 февраля 2023 г.
Выставка рассказывает о заграничных командировках русских художников. На рубеже веков художественные академии поощряли своих лучших студентов путешествиями и европейскими стажировками. Молодые мастера впитывали новые веяния и искали новые художественные техники. Мы рассказываем о пяти заметных работах «Отличников».Генрих Семирадский. Две фигуры у статуи сфинкса, 1876
Выпускник Императорской Академии художеств, Генрих Семирадский получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в 1870 году. Главным пунктом маршрута для него cтала Италия. Именно в Риме живописец окончательно осознает свои предпочтения, выбирая античную историю. «Две фигуры у статуи сфинкса» — это этюд для масштабного полотна «Светочи христианства», написанного в 1876 году. Он представит его в Риме, Мюнхене и Вене, где получит исключительно положительные отзывы, а итальянский король даже наградит мастера орденом. В России картине также будет сопутствовать успех: Академия удостоит живописца званием профессора. Представленный на выставке этюд демонстрирует превосходный рисунок, элегантный колорит, декоративность изображения и детальное знание человеческой анатомии.
Василий Поленов. Старые ворота. Вёль, 1874
«Рыцарь передвижничества» и реформатор жанра национального пейзажа, Василий Поленов получил право на шестилетнюю командировку в Европу за работу «Воскрешение дочери Иаира» в 1871 году. Его путешествие начинается с Германии, затем он посещает Италию и Францию: Рим его разочаровывает, а Париж, напротив, производит сильнейшее впечатление. Там художник окончательно формирует свою живописную манеру: он учится работать на пленэре и пишет наполненные светом и воздухом пейзажи. В 1874 году Поленов на некоторое время уезжает работать в небольшой французский городок Вёль. Там художник создает работы с видом старых ворот, меняя не только ракурс, но и время суток, и даже время года. Такая серийность очень характерна для импрессионистов, и для барбизонской школы.
Алексей Кившенко. Возвращение с ловли мидий, 1881
Любовь Алексея Кившенко к изображению исторических, бытовых и охотничьих тем проявилась уже во время его обучения в Императорской Академии художеств и сразу была оценена: за полотно «Военный совет в Филях», посвященное Отечественной войне 1812 года, он получил право на пенсионерскую поездку в Европу. Несколько лет художник проводит в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, где занимается в частных мастерских и пишет картины в духе передвижничества, которые принесли ему звание академика. Масштаб, многофигурность и живописная детализация придают его полотнам эпическое звучание.
Дмитрий Щербиновский. Рене, 1898
Ученик Павла Чистякова и Ильи Репина, Дмитрий Щербиновский в начале 1890-х годов считался одним из лучших учеников в Высшем художественном училище. Привезенные из пенсионерской поездки на родину работы имели такой успех, что было решено продлить командировку еще на один год. Если во время первой европейской поездки Щербиновский по большей части занимается «теорией» — изучением и переосмыслением иностранного искусства, то во втором путешествии он фокусируется на «практике». Он пишет преимущественно морские виды и портреты артистки парижской Гранд-Опера Рене — возможно, главной музы художника в этот период. В этих произведениях особенно ярко чувствуется влияние импрессионистов: живописец не делает рисунок первоосновой, его намного больше заботят колорит и световые эффекты.
Исаак Бродский. Сказка. 1911. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Личное дело ученика Высшего художественного училища Исаака Бродского полно записями о похвалах и денежных премиях. Неудивительно, что после окончания обучения Бродский совершит две командировки в Европу. В 1909 году он будет жить во Франции, посетит Вену и Берлин, а в 1910 году несколько месяцев проведет в Италии в кругу русской интеллигенции. На острове Капри Бродский напишет портрет писателя Максима Горького и масштабное полотно «Сказка». Художник вспоминал, как появилось навзание этого полотна:
«»Вечная сказка” — так сначала я назвал свою картину, но Максим Горький посоветовал мне изменить это название. — Почему »Вечная сказка”? — спрашивал Алексей Максимович в письме ко мне. — Сказки, они все вечные. Назовите просто: »Сказка”, и это будет всем понятно». Полотно окажется очень удачным — на одной из выставок художнику будет присуждена премия в 2000 рублей, что позволит ему уже на собственные средства еще раз посетить Италию и Капри в 1911 году.