Выставочный проект «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» наполнил семь залов Мраморного дворца Русского музея (Санкт-Петербург) — произведения 36 художников второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера и директора Музея AZ. Более 200 живописных и графических работ художников 1960–1980-х годов: Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Михаила Чернышова, Эрика Булатова, Игоря Шелковского и многих других.
По теме: Отечественный дизайн 1917-2022 на выставке в Московском музее дизайна
Коллекция начиналась как монособрание — с работ Анатолия Зверева — однако в настоящий момент, по прошествии двадцати лет, она состоит из более чем 2500 работ художников, представляющих неофициальную арт-сцену 1960–1980-х годов и известных ленинградских художников.
«На выставке представлены лучшие работы из моей коллекции, — рассказывает Наталия Опалева. — О каждой из них можно рассказать историю, ведь за пятьдесят-шестьдесят лет их бытования накопилось немало фактов — как работа была создана, кем и как приобретена, в какую коллекцию попала, на каких выставках и в каких странах побывала и как в конце концов попала в мое собрание…
При отборе работ для выставки было решено основным ядром экспозиции сделать абстракцию — ведь именно абстракция как стилистический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. Через абстракцию прошли многие художники-шестидесятники; тех, кто посвятил ей всю свою жизнь и творчество, гораздо меньше».
«Думаю, Наталия Опалева сразу определила для себя правило: собирать только близких художников. Просто для нее, несомненно, важно было проявление персоналистского эмоционального начала, — комментирует , заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский. — В результате возникала авторская репрезентация художественного процесса, ценная не всеохватностью, а какими-то новыми сцепками, конфигурациями, контрапунктами. И в этом плане значимость работ художника для коллекции определяется не его местом в сложившейся общепринятой иерархии, а способностью его творчества генерировать связи: мироощущенческие, стилистические, даже — тематические.
Ткань коллекции позволяет вытянуть и другие содержательные нити. Произведения в нее, как уже говорилось, отбирались в расчете на их добрососедство. Значит, будут завязываться новые отношения, разыгрываться новые сюжеты. Разумеется, с участием зрителей».