Biennale di Venezia: Эрвин Вурм, Австрия и русский грузовик

Biennale di Venezia: Эрвин Вурм, Австрия и русский грузовик

15 мая 2017 г.

Фотограф, режиссер и художник Эрвин Вурм (Erwin Wurm), создал самые запоминающиеся проекты на 57-й Венецианской биеннале. Художник говорит о «пространственном переживании», призывая зрителей разделить его совместно. 

Главный объект Вурма, художника, представляющего современное искусство Австрии на биеннале, — это перевернутый трейлер в садах Джардини (в качестве обзорной площадки предлагается кузов, на который зрители поднимаются по небольшой лестнице).

В качестве исходной модели для Вурма получил неожиданное применение грузовик марки ГАЗ нового поколения — «ГАЗон NEXT» — бестселлер российского рынка в сегменте среднетоннажных грузовиков. Общая высота конструкции составляет 9,7 м. Ее вес с учетом дополнительных элементов достигает почти 12 т. На изготовление инсталляции ушло около полугода.  Грузовик выступает в качестве символа транзита, движения из одного пункта в другой и одновременно дороги, не имеющей конца. Как рассказывает Вурм, он затрагивает актуальную тему беженцев.


Австрийский художник Эрвин Вурм называет себя родоначальником One Minute Sculpture (одноминутной скульптуры) — смешанного жанра, который объединяет перформанс и скульптуру. Гротескные и, на первый взгляд, бессмысленные работы из этой серии сделали его знаменитым в 1990-е.

Его модели изображены в нелепых, неестественных позах, балансируя на грани падения. Вурм также обращается и к материальным объектам. Его знаменитые падающие дома (один из них украсил здание музея современного искусства в Вене), деформированные машины, «погнутые» яхты и пр. По утверждению автора, он работает с «пограничными» состояниями — краткими моментами между движением и статикой. Вурм создает, со свойственной ему иронией и цинизмом, альтернативный мир, в котором он способен трансформировать в скульптуру любой предмет или ощущение. 

«Работать над скульптурой означает для меня задавать вопросы социального толка. Не только художественные вопросы, но и социальные. Например, если мы прибавляем или убавляем в весе, мы увеличиваемся или уменьшаемся? Современное общество абсолютно сориентировано на стройность. В Америке стройные — это богатые люди, что вызывает драматические социальные вопросы: люди без образования могут позволить себе только дешевую еду, которая превращает их в толстяков. Так в моем искусстве появились Fat Car и Fat House (2003). В 70-х у некоторых богачей с дурным вкусом были такие машины Bonzenkarren. Я попробовал показать масштаб уродства, придав машине человеческий облик. Машины и дома — объекты повседневной жизни, вещи, с помощью которых мы реализуем наш статус — бедность, богатство, много чего...»