Европейскую ярмарку искусства и антиквариата The European Fine Art Foundation (TEFAF ) считают самым серьезным и репутационным смотром для коллекционеров и музейщиков. На TEFAF можно приобрести что-то из того, чем богаты 7000 лет истории искусства. Драгоценности, античная скульптура, послевоенная живопись, роскошные голландские натюрморты соседствуют здесь с комодами Людовика XV, рисунками Леже и эталонными предметами коллекционного дизайна. Шестизначные цены не удивляют покупателей, а вот процесс покупки может затянуться на годы.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
Именно сейчас после пандемии старые европейские, американские коллекционеры, а также неофиты из стран Персидского залива, составляющие клиентуру выставки, вернулись в небольшое пространство в уютном Маастрихте, чтобы спокойно посмотреть элегантно оформленные экспозиции. Здесь всегда много изысканных цветов, а мягкий текстиль приглушает акустику.
Проектирование крупной арт-ярмарки похоже на создание «города искусства». Это включает месяцы исследований, недели строительства. Базируясь в Амстердаме, фирма Tom Postma Design создавала сценографии для выставок в Майами, Париже, Базеле, Гонконге. С 2001 года она руководит дизайном TEFAF Maastricht. «Если вы понимаете, что такое искусство и о чем оно, это действительно сложно», — комментирует Том Постма.
TEFAF Maastricht (11 – 19 марта 2023) всегда гордился тем, что у него есть группы музейных кураторов, директоров и попечителей, которые посещают ярмарку и собирают здесь свои коллекции. Знаменитый строгий процесс проверки обеспечивают уровень комфорта для некоторых из самых известных государственных институций, которые, благодаря TEFAF, уже пополнили свои фонды бюстом Бурделя или сигарной коробкой работы Фаберже.
275 галерей и дилеров привезли в 2023 году лучшие свои вещи в Маастрихтский конференц-центр (MECC). Заявлено 13 новых эскпонентов (в том числе Galerie Nicolas Bourriaud (Франция), PKM Gallery (Южная Корея), Prahlad Bubbar (Великобритания) и Sean Kelly (CША). Их клиенты могут ожидать работ музейного качества, которыми ярмарка прославилась за последние 35 лет. Например, известная сеть галерей Colnaghi (основана в 1760 году) с гордостью выставляет портрет XVI-го века работы Алонсо Санчеса Коэльо «более чем за 1 миллион евро» и «Богоматерь» Бартоломе Эстебана Мурильо — один из немногих шедевров художника, которые до сих пор находится не в музейном собрании. Написанная в Севилье около 1670 года, картина входила в коллекцию короля Луи-Филиппа Орлеанского, участвовала в двух крупных юбилейных ретроспективах Мурильо, проходивших в Музее Прадо и Королевской академии в Лондоне.
Живописное полотно «Филоктет на острове Лемнос» 1647 года, кисти Герарда ван Кейла, созданное им под влиянием Караваджо, можно приобрести за 650 000 евро на стенде нью-йоркской галереи Haboldt & Co. А скульптура принцессы из Бактрии, датируемая примерно 2200–1900 гг. до н.э., привезена парижской галереей Kevorkian и торгуется по цене от 100 000 до 200 000 евро.