В Турине, в Musei Reali Torino открылась антологическая фотовыставка американского фотографа Рут Оркин (1921—1985). Оркин была многогранной, смелой современной женщиной, которая получила известность в том числе и как кинематографист, режиссер, соавтор (вместе со своим мужем Моррисом Энджелом) независимого художественного фильма «Маленький беглец», удостоенного Серебряного льва на Венецианском кинофестивале в 1953 году.
По теме: Снимки 100 женщин-уличных фотографов в одной книге
156 фотографий рассказывают историю одного из самых важных фотожурналистов ХХ века. Родилась в Бостоне, выросла в Голливуде, где снималась ее мать, Мэри Руби, известная актриса немого кино. В возрасте десяти лет, получив в подарок свой первый фотоаппарат Univex стоимостью 39 центов, она начала свои эксперименты, фотографируя друзей и школьных учителей. В 17 лет она решила пересечь Америку на велосипеде, вылетев из Лос-Анджелеса и побывав в Нью-Йорке на Всемирной выставке 1939 года.
Вдохновленная записными книжками, в которых ее мать документировала свои съемки, Оркин соединяла фотоизображения в повествование, в схему кинематографической прогрессии, как если бы они были кадрами фильма, который никогда не снимался, и из которых 22 страницы убраны. В эталонных работах «Игроки в карты» или «Джимми рассказывает историю» 1947 года, Оркин использует камеру для фиксации момента, оставляя задачу составления сцены зрителю.
В 1940-х годах она переезжает в Нью-Йорк, став членом Фотолиги (объединение фотографов, которые, признавая учение Льюиса Хайна о социальной фотографии, разделяли убеждение, что фотография служит важным средством передачи сообщения), и начала сотрудничать с важными журналами. Ей позировали Альберт Эйнштейн, Хамфри Богарт, Марлон Брандо, Вуди Аллен, Аарон Копленд и многие другие. Много лет спустя она обратится к теме времени, его последовательности, к теме пластичности кинематографа.
Снимок, который принес ей всемирную известность носит название «Американская девушка в Италии» (American Girl in Italy). На нем 23-летняя Нинали Крейг, про которую Оркин сняла целую фотосерию, призванную рассказать о том, как одинокая девушка путешествует по Европе (Оркин хотела продать эти снимки Herald Tribune). Эта фотография впервые была опубликована в 1952 году в Cosmopolitan как иллюстрация к эссе, повествующем о том, с чем могут столкнуться молодые женщины во время путешествия в другую страну. На вопросы о постановке Рут всегда отвечала: «Нет, нет и еще раз нет. Какой смысл собирать вместе 15 мужчин и сделать всего лишь два кадра? Рут попросила мотоциклиста, чтобы тот сказал своему другу не смотреть в камеру, и мне пришлось прогуляться по улице дважды, а все остальное — воля случая».
Куратор Энн Морин назвала выставку «Рут Оркин: новое открытие», подчеркивая, что рассматривает ее работы с совершенно новой точки зрения «между неподвижными и движущимися изображениями. Эта выставка является окончательным заявлением о работе женщины, которая изобрела новый вид фотографии».
• Ruth Orkin. Una nuova scoperta, Musei Reali | Sale Chiablese (Piazzetta Reale), Турин, до 16 июля 2023