Art Basel 2023 — это 285 галерей из 36 стран, 21 дебютант и новый исполнительный директор Ноа Горовиц, сменивший Марка Шпиглера в конце прошлого года. Выставка ежегодно представляет огромный спектр искусства, и каждый сектор обозначает отдельное направление. Что кураторы определяют как самое актуальное искусство в 2023 году?
По теме: Выставка Эбони Паттерсон в Ботаническом саду Нью-Йорка
Art Basel остается лучшим индикатором рынка. Несмотря на огромные объемы продаж аукционных домов в 2022 году, коллекционеры в 2023-м стали более осторожными в выборе искусства. Во многом это поведение вызвано тем впечатляющим количеством произведений, которые поступили в продажу за последнее время. VIP-открытие показало, что нет недостатка в многомиллионных шедеврах на первичном и вторичном рынках, включая множество работ Пабло Пикассо.
К примеру, на стенде галереи Pace пять произведений Александра Колдера из коллекции, принадлежавшей его семье, были проданы по отдельности по цене от 350 000 до 2,8 миллиона долларов. Галерея Thaddaeus Ropac представила подборку из творений Георга Базелица, картина которого 1969 ohne Stuhl (2023) ушла за 845 000 долларов. А галерея Gladstone выручила 1,4 миллиона долларов за выполненную тушью работу Кита Харинга Untitled (1980), 1,2 миллиона долларов за коллаж Роберта Раушенберга и 1,85 миллиона долларов за картину Элизабет Пейтон.
На ярмарке соседствуют произведения признанных и начинающих художников. В секторах Parcours, Feature и Kabinett множество интригующих лотов. Но, безусловно, самый впечатляющий для публики — раздел Unlimited, где крупномасштабные скульптуры, картины и видеопроекции чередуются с инсталляциями и перформансами. Это проекты, выходящие за рамки классического понимания ярмарки искусства. Новаторская выставочная платформа в зале 1, по выражению куратора Джованни Кармине, «напоминает выставку под открытым небом, которая оказалась в помещении». На площади 16 000 кв. метров демонстрируются 76 проектов, многие из них — впервые.
Атмосфера здесь расслабленная и менее пугающая, чем в музеях: очевидно, что организаторы хотят, чтобы гигантский павильон стал местом для дискуссий, обмена впечатлениями и встреч. Unlimited — это всегда монументальность и мощное воздействие. Но в нынешний момент неопределенности на арт-рынке, который реагирует на общую ситуацию, похоже, что ведущие галереи выбирают художников, которые уже прошли кураторскую проверку.
Инсталляция Сержа Аттуквея Клотти «Море никогда не высыхает» (2022) напоминает масштабные гобелены — их желтый цвет идентичен желтым контейнерам, часто встречающимся в Гане. Художник превращает желтые волны в подобие золотых складок, которые характерны для византийских мозаик. Контейнеры, предназначенные для хранения растительного масла, теперь часто используют для сбора воды, что отражает кризис нехватки этого ресурса. Клотти разрезает контейнеры на мелкие кусочки и соединяет их проволокой в струящиеся «ткани».
В интерактивной инсталляция Environnement Chromointerférent (1974/2018) Карлоса Круза Диеса исследуется динамичная и неоднозначная природа цвета. Постоянно меняющаяся проекция создает среду, где зрители и объекты кажутся прозрачными и как бы меняют свою форму.
«Бескрайний океан всех возможностей» (2022) — это продолжающаяся серия Файрлея Баэза, предлагающая новую интерпретацию археологических остатков дворца Сан-Суси в Милоте. Инсталляция воспроизводит разрушающийся дворец, стены которого разрисованы символами исцеления и сопротивления. Эта скульптура — о миграции, революции и выживании.