Ярмарка Frieze New York в 2023 году проходила уже в 11 раз. Место для нее выбрано эффектное — это знаменитая постройка The Shed в Hudson Yards по проекту Diller Scofidio + Renfro. 68 галерей со всего мира показали шоу музейного уровня. Ярмарка стала одной из самых успешных за последние годы — знатоки утверждают, что еще пару лет назад вы бы не нашли здесь такого количества первоклассного искусства.
По теме: Искусство в интерьере: 7 женщин, которые знают о нем всё
Сейчас галеристы на таких крупных коммерческих шоу, как Frieze, чаще всего выбирают сольные экспозиции художников — в этом году их было особенно много. Также благодаря расположению внутри The Shed, где выставка проводится с 2021 года, многие экспоненты устроили параллельные шоу на Манхэттене и преобразили город. Художница Лорен Хэлси, чей сольный стенд привлек многих в галерее David Kordansky, захватила крышу Метрополитен-музея. А Памела Розенкранц, чьи работы презентовали Spruth Magers и Karma International, одновременно устроила инсталляцию в виде гигантского ярко-розового дерева в близлежащем High Line.
На ярмарке 2023 года основными, как всегда, были галереи из Нью-Йорка, представляющие арт-ландшафт города: 303 Gallery, Alexander Gray Associates, Andrew Kreps Gallery, David Zwirner, Gagosian, Hauser & Wirth, Karma, Matthew Marks Gallery, Michael Werner, Ortuzar Projects, Pace Gallery и Tanya Bonakdar Gallery.
К ним присоединились ведущие международные имена, в том числе Carlos/Ishikawa, Dastan Gallery, Esther Schipper, Fortes D’Aloia & Gabriel, Goodman Gallery, Jenkins Johnson Gallery, Massimo De Carlo, White Cube и другие.
Frieze оказался богат на открытия и дебюты начинающих художников: выделялись работы Эммы Премпе в Tiwani Gallery и инсталляция Роуз Салане в Chapter NY и Carlos/Ishikawa. Они соседствовали с историческими произведениями Карлоса Вильи, чью ретроспективу устроила Silverlens. Различные по жанру работы (от рисунков и крупных абстракций в фиолетовом цвете до пальто и двери, обтянутой перьями) демонстрируют развитие стиля этого малоизвестного художника второй половины XX века, искусство которого сейчас привлекает внимание.
Выдающаяся персональная презентация Джека Уиттена на стенде Hauser & Wirth оказалась одной из самых привлекательных для коллекционеров: здесь совершались самые крупные сделки ярмарки. Название экспозиции «Не просто формальное упражнение» — это фрагмент высказывания художника: «Избавление от всей цветности и переход к черно-белому — это не просто формальное упражнение. Я хорошо осведомлен о значении черного и белого в американском обществе, что говорит о том, кто я как афроамериканец». Hauser & Wirth показал объекты, созданные на протяжении всей карьеры Уиттена, — они преимущественно черно-белые, с добавлением оттенков серого. Особенно завораживала безымянная работа 1976 года, выполненная будто из гофрированной стали, а не просто акрилом на холсте.
В галерее Jenkins Johnson проходила мощная сольная презентация Мэри Лавлейс О’Нил, где выставили работы, которые официально относятся к 1990-м годам, но над которыми она работала в период с 1980-х по 2021 год.
Работа Tabula Rasa IX Дорис Сальседо на стенде White Cube выглядит как потертый старинный стол. На самом деле она состоит из тысяч осколков, взорванных в ограниченном пространстве, а затем тщательно восстановленных в своей первоначальной форме в течение нескольких лет. Это концептуальное высказывание художницы пробуждает воспоминания о горе и памяти.
Раздел Focus был традиционно посвящен галереям, основанным не более 12 лет назад, — в их числе Barro, Cooper Cole, Capsule Shanghai, Lomex и Daniel Faria Gallery. На стенде последней удивляли интригующей новой работой 82-летней художницы Джун Кларк из Торонто.