Alina Pinsky Gallery открывает персональную выставку Евгения Музалевского. Молодой 27-летний художник со спонтанной, живой и реактивной манерой самовыражения заслужил признание творческого и профессионального сообщества. В 2021 году Евгений Музалевский был удостоен первой премии Анатолия Зверева, его произведения стали частью ряда музейных собраний и множества частных коллекций.
По теме: Выставка коллекции Наталии Опалевой в Русском музее
Первая персональная выставка Музалевского в галерее Алины Пинской состоялась два года назад. Небольшая часть холстов, написанных Евгением после переезда в Германию, обозначила начало нового этапа в его творчестве, отличающегося иной живописной манерой. В этот раз экспозицию составят более 30 работ немецкого периода художника. Сейчас Евгений продолжает обучение в Институте искусства и дизайна в Оффенбахе (Германия). Не похожие на работы предыдущих лет, кажущиеся более структурированными и отрефлексированными холсты и графика открывают новую главу для Музалевского — своего рода «архивацию действительности».
Отправной точкой для художника является фотография. Музалевский поступил в Школу Родченко в мастерскую Игоря Мухина, где его интерес к документальной и концептуальной фотографии соединился с занятиями графикой. Через год перевелся в мастерскую смешанных медиа Сергея Браткова, где постепенно перешел к живописи. В это время начал активно вести дневники c зарисовками впечатлений и воспоминаний. Сложилась особая образность, самобытный визуальный язык художника. Этот постоянно пополняемый дневник он всегда носит с собой, помещая туда фигуры и образы, ускользающие от буквального прочтения.
Центральной работой экспозиции является картина «Дураки», историю создания которой Музалевский комментирует так: «Я жил тогда в маленькой комнате в общежитии. Не мог спать примерно месяц. Чтобы отвлечься, постоянно читал. Мне было сложно рефлексировать настоящее, поэтому я стал копаться в прошлом, в 1920–1940-х годах. Много читал про обэриутов. Размышлял над тем, что такое тюрьма. Это такое же проблемное понятие для меня, как и архив. Думая про тюрьму, смотря на архитектуру, например, «Крестов», фотографии культурных деятелей того времени, читая их биографии, я попытался упаковать все это в некую галерею, в жестко структурированное пространство, которое напоминает заточение и какой-то архив».
Разномасштабные «окошки» кладки, в которых Евгений размещает свои образы, напоминают отделенные линией оправы стекла витражей. Эта «витражность» сохраняется и в черно-белых картинах. В его акварелях композиции также строятся из отдельных «миниатюр», «ячеек» образов, в какой-то момент разрушающихся расплывающимися пятнами вышедшей из-под контроля прозрачной краски. Подобное свечение обнаруживается и в монохромных холстах Музалевского, и в работах, колорит которых сформирован двумя доминирующими цветами, как в картине «Твои поганые глаза» (2022).
«Мне важно придумать свое собственное пространство картины, — говорит художник. — Но оно всегда слетает с губ и ускользает из виду. Обычно это пространство в широком смысле: в последнее время — это пространство пещер, различных миниатюр, моделей вселенных, фресок, кладбищенских памятников, построек. Также им стали клетки, тюрьмы, темницы. Да, и на мое меняющееся понимание пространства влияют новые технические средства, холсты, среда, то, как и чем я пишу картину, или мои последние увлечения: старые гравюры, печатные техники, репродукции». К выставке издан каталог и разработана коллекция одежды в коллаборации с творческим объединением Kruzhok.
• Евгений Музалевский. Alina Pinsky Gallery, Москва, с 29 июня по 1 сентября 2023.