Галерея Le Stanze del Vetro в Венеции в сотрудничестве с Музеем декоративного искусства Праги и при поддержке Fondazione Giorgio Cini и Pentagram Stiftung подготовила проект, посвященный богемскому стеклу, создававшемуся после Второй мировой войны. Выставка представляет работы шести мастеров, определивших славу региона и ставших важной частью истории художественного стекла, таких как Вацлав Циглер (Václav Cigler), Владимир Копецкий (Vladimír Kopecký), Ярослава Брыхтова (Jaroslava Brychtová) и Станислав Либенский (Stanislav Libenský), Рене Рубичек (René Roubíček) и Милуше Рубичкова (Miluše Roubíčková). Сопровождают выставку 19 фотографий Йозефа Судека (Josef Sudek) из серии «Стеклянные лабиринты».
По теме: Выставка заводского стекла в музее «Царицыно»
Богемия — историческое название самой большой из земель, входящих в современную Чешскую республику. С XII века ее продукция составляла достойную конкуренцию немецким и итальянским стеклоделам. После 1948 года, когда Чехословакия присоединилась к странам соцлагеря, связь с европейскими центрами была потеряна, а достижения, которых добились богемские мастера и художники, были на долгое время скрыты от мира. И когда литые масштабные скульптуры Ярославы Брыхтовой и Станислава Либенского в 1967-м году показали на знаменитой выставке Expo в Канаде, они произвели необыкновенное впечатление. Так в мире со стеклом еще никто не работал. Чуть раньше в 1959 году такой же фурор они произвели в Москве.
Кураторы выставки — основательница одноименной венецианской галереи Катерина Тонон и Сильва Петрова из Музея декоративного искусства в Праге — решили начать экспозицию с очень радостных и беспечных на первый взгляд работ из разноцветного выдувного стекла Милуше Рубичковой и Рене Рубичека, оба художника применяли в работе традиционные венецианские техники. Цветы, мотки шерсти, пирожные, банки из-под варенья из разноцветного стекла Милуши передают общее представление о том, как должен быть устроен безмятежный мир женщины. Работы же Рене неформальны и характеризуются оптическими эффектами, игривой геометрией и акцентом на сочетании цветов.
Вацлав Циглер представлен серией минималистичных скульптур из оптического стекла, основанных на формах круга, цилиндра, параллелепипеда, в которых основную роль играет прозрачность, отражения и преломляющийся свет. Совершенно по-иному работает со стеклом Владимир Копецкий. Используя прозрачное стекло в качестве «холста», художник отрицает, что для его абстрактных картин оно является средством выразительности. Он свободно играет с эффектами света и тени, исследуя различия между реальным и иллюзорным, уделяя особое внимание цвету и трехмерности.
Ярослава Брыхтова и Станислав Либенский, пожалуй, самые известные чешские художники, работавшие со стеклом в XX веке: на выставке представлен большой корпус их масштабных скульптур из литого стекла. На протяжении более шестидесяти лет Либенский и Брыхтова исследовали технические возможности этого материала и создавали произведения величественного размера, замечательные по чистоте цвета и прозрачности.
Завершается экспозиция 19 фотографиями из серии «Стеклянные лабиринты» Йозефа Судека (1896-1976), которого часто называют «пражским поэтом». Впервые эти работы, по-новому интерпретирующие внутреннюю связь между стеклом и светом, были представлены в рамках выставки «Современное богемское стекло», проходившей в Праге в 1970 году.
«Богемское стекло: Великие мастера», Le Stanze del Vetro, Венеция, до 26 ноября 2023.