Куратор и арт-директор 60-й Венецианской биеннале Адриано Педроса объявил главную тему выставки следующего года. Она исследует понятие «быть иностранцем» и сосредоточит свое внимание на всех, кто в образном и буквальном смысле часто оказывается за пределами границ, — изгнанниках, эмигрантах и аутсайдерах.
По теме: Официальная выставка Бэнкси в Глазго
Бразилец Адриано Педроса — первый латиноамериканский куратор биеннале и первый руководитель из Южного полушария. Он был художественным руководителем Museu de Arte de São Paulo. Выбор темы иллюстрирует ситуацию, где в изобилующем многочисленными кризисами мире, которые вынуждают людей переезжать как внутри, так и за пределы границ своих стран, мы будем встречать иностранцев, куда бы ни пошли. Педроса подчеркивает, что каждый человек — иностранец со своими традициями и культурой. Таким образом концепция шоу 2024 года имеет для куратора двоякое значение. Предполагается, что мы повсюду встречаем тех, кого воспринимаем как иностранцев, но и «независимо от того, где вы окажетесь, вы всегда действительно и глубоко внутри себя иностранец». Педроса отметил, что это чувство часто свойственно художникам.
Название темы заимствовано из серии работ Stranieri Ovunque («Иностранцы повсюду»), начатых в 2004 году концептуальным коллективом Claire Fontaine из Палермо. Дуэт основали в Париже итальянская художница Фульвия Карневале и британский художник Джеймс Торнхилл. Их серия «Иностранцы повсюду» состоит из простых неоновых вывесок со слоганом, написанным на разных языках. В каждом случае он читается двусмысленно и может восприниматься и как факт, и как угроза.
Педроса отметил, что «фоном для работы Claire Fontaine является мир, полный многочисленных кризисов, связанных с перемещением и существованием людей в разных странах, нациях, территориях и границах, которые отражают опасности и ловушки языка, перевода, этнической принадлежности. Они выражают различия, обусловленные идентичностью, национальностью, расой, полом, сексуальностью, богатством и свободой». Куратор обещает сосредоточиться на художниках-иммигрантах, экспатриантах, диаспорах, изгнанниках и беженцах. Однако итальянский перевод слова «иностранец» подразумевает также «незнакомца» в более широком смысле. С этой целью на выставке также будут представлены всевозможные маргинализированные художники, поскольку «часто с ними обращаются как с иностранцами на их собственной земле».
От художников ожидается, что они «углубятся в более формальные вопросы со своим иностранным акцентом». На биеннале покажут работы, отражающие этот подход, а также исторические работы XX века из недостаточно представленных модернистских движений, процветавших на глобальном Юге. В центре внимания также будет итальянская художественная диаспора, эмигрировавшая в Латинскую Америку, Азию, Африку и арабский мир, где она внесла свой вклад в развитие модернизма на международном уровне. В 2022 году на биеннале было 80 национальных павильонов, и, скорее всего, их число увеличится. Так, республика Бенин впервые примет участие в 60-м биеннале.
Biennale di Venezia, с 20 апреля по 24 ноября 2024 года.