Les Rencontres d’Arles 2023, главный фестиваль фотографии в мире, проходит в Арле уже в 54-й раз. Фестиваль открывали цитатой Марселя Пруста «Только через искусство мы можем выйти из себя». Этот посвященный фотографии форум в эпоху, когда изображения множатся до бесконечности, оказывается тонким индикатором состояния искусства и всех преобразований в обществе.
По теме: Фотофестиваль в Арле: рай, Америка и 1968 год
Обычно сюда съезжаются любители и профессионалы фотографии — это лучшее место и для выдающихся деятелей, и для новых талантов. В прошлом году форум посетили около 127 000 зрителей, на этот раз их ожидается гораздо больше. За программу мероприятий отвечает директор фестиваля Кристоф Визнер. Программа всегда оказывалась богатой, эклектичной и разнообразной, однако в этом году она больше нацелена на отражение актуальных проблем. Директор Les Rencontres называет фестиваль «сейсмограммой нашего времени» — местом, где можно пощупать пульс того, что движет обществом.
Форум этого года состоит из порядка 30 выставок. Здесь и шоу гигантов фотографии: последняя черно-белая серия Грегори Крюдсона («Вечерняя сторона» представляет три документальных проекта, которые дают представление о Средней Америке) и ретроспектива Дианы Арбус из 450 изображений. Интересен сектор Emergences, из которого будет выбран победитель премии Fondation Louis Roederer’s Discovery Award. Фильмы занимают центральное место в разделе «Кадры к кадрам», где можно найти ранние сериалы Аньес Варда на верхнем этаже Cloître Saint-Trophisme или полароидные снимки Вима Вендерса в Espace Van Gogh.
В этом году фестиваль вращается вокруг темы «Состояние сознания», исследуя, как художники запечатлевают глубокие преобразования нашего времени. Учитывая чрезвычайную климатическую ситуацию, фестиваль сотрудничал с Cité Anthropocène в Лионе, чтобы исследовать и оценивать экосистемы в этом районе, работая с учеными, мыслителями и художниками, которые отправились в путешествие, чтобы подвести итоги состояния экологии и представить свои выводы.
Выставка «Здесь рядом» объединяет три проекта разных художников, которые анализируют многослойные угрозы экологии Арля и его окрестностей. Матье Асселин, Таня Энгельбертс и Шэн Вэнь Ло провели исследование для конкретного участка (начатое во время их арт-резиденции в The Shelter), изучив производство, системы водоснабжения, транспорт и животный мир, чтобы выяснить, как отражается в местных экосистемах влияние антропоцена.
Одни из ключевых экспозиций — «Ассамблеи», исследование увлекательного творчества новаторского американского фотографа Сола Лейтера, «Великолепие ремесленника» Зофии Кулик, где она представляет экспериментальную и обработанную фотографию, раскрывающую женскую идентичность. Фонд Magnum представляет выставку «Дым, корень, семя» эквадорского фотографа Айседоры Ромеро, посвященную утрате сортов семян во всем мире из-за стирания знаний коренных народов. За последние двадцать лет исчезло 75% существующих в мире сортов растений. Исследование художника задает вопрос: как потеря памяти предков — следствие колонизации, насильственного перемещения и расизма — приводит к стремительному исчезновению семян?
В проекте INSOLARE франко-датская художница Ева Нильсен и куратор Марианна Дерриен размышляют об изменяющемся ландшафте Камарга, прибрежного региона к югу от города Арль, где река Рона впадает в Средиземное море. Нильсен берет оптические и гидрогеологические явления и сочетает их с техническим приемом экспонирования, используемым, в частности, в трафаретной печати. Художница несколько раз ездила в Камарг, где сделала сотни фотографий — в них она передает характер прибрежной зоны, объединяя наблюдения за климатическими и геологическими явлениями. Она подходит к делу как топограф, стремясь создать «состояние осознания», отражающее реальность территории, ее архитектуры и окружающей среды. Различные техники и материалы, используемые художником, накладываются друг на друга и смешиваются. Выставка представлена в рамках инициативы BMW Art Makers.
Выставка «Оптический театр» (Théâtre Optique) в Monoprix отдает дань романтике съемочной площадки, которую художник Жак Риветт считает самостоятельным жанром, чем-то средним между рекламным, документальным и художественным. Этот фотограф, который работает в смешанной технике и часто участвует в биеннале, собрал кадры из фильмов, снятых режиссером и писателем Пьером Зуккой (1943–1995) в период с 1963 по 1974 год. В серии есть кадры из «Две английские девушки» Франсуа Трюффо (1971) и «День вместо ночи» (1972), а также иллюстрации к книге Лилиан Сигель Le Yoga par l’image («Йога через образ»), которые отражают театральный и хореографический аспект практики Зукки.
Rencontres d’Arles, до 24 сентября 2023 года.