Французский художник JR в своей инсталляции превратил строительные леса парижского оперного театра в подобие входа в огромную пещеру. Этот проект был предложен в рамках реконструкции исторической достопримечательности.
По теме: Ретроспектива JR в Сеуле
Вокруг Опера Гарнье теперь толпы — изображение дает иллюзию пещеры, напоминая проход, наполненный камнями и светом. Этот проект, получивший название Retour à la Caverne — Act I — L’entrée de la Caverne, является продолжением серии работ JR в стиле визуальных обманок, trompe l’oeil, которыми он преображает знаковые места: Лувр, набережную Трокадеро, дворец Фарнезе в Риме и дворец Строцци во Флоренции.
JR утверждает, что задумывал это превращение по аналогии с оперным либретто, которое разворачивается в двух монументальных актах. Первый акт, «Вход в пещеру», напоминает декорации эпических опер Берлиоза или Вагнера в сочетании с эстетикой романтизма XIX века. «В первом акте дворец Гарнье словно застрял между двумя временами. На первый взгляд здание кажется разрушенным, что является отражением хрупкости и вечности парижских памятников. Но при ближайшем рассмотрении это произведение также можно интерпретировать как арт-объект, построенный на постоянной основе. Рядом со столетним зданием и природными образованиями есть современные леса, что указывает на реальную и необходимую работу, которая физически поддерживает эту установку и памятник», — комментирует художник.
Посетители, прогуливающиеся по Avenue de l’Opéra, словно возвращаются к истокам древнегреческого театра — в VI веке до нашей эры в пещерах проводились греческие праздники в честь богов. По мере роста популярности этих фестивалей их переносили в города и строили театры. Геологические образования, на которые ссылается JR в своей инсталляции, напоминают эти древние пещеры, чтобы дать возможность ощутить место зарождения западного театра. Художник призывает воссоединиться с природой и напоминает об аллегории Платона о пещере.
До 25 сентября 2023 года.