Тренд на новые отношения между фабриками, искусством и обществом в последние годы широко обсуждается архитекторами, художниками и кураторами. Пространства заводов, действующих и заброшенных, оказываются сценой для экспериментальных арт-проектов, выявляющих взаимовлияние индустриального производства, урбанистики и социума.
По теме: Love& Noise: мультимедийная выставка dreamlaser в Петербурге
Мировые смотры архитектуры заявляют заводы как площадки для исследования актуальной городской среды. Включение индустриальных пространств во время различных биеннале урбанизма, например в Шэньчжэне, обнаруживает слияние технологий (вплоть до искусственного интеллекта) с промышленным пейзажем. Заводы оказываются местом, где стимулируются дискуссии, как паблик-арт и новые разработки влияют на архитектуру и городскую жизнь. Некогда закрытые пространства превращаются в место для театральных спектаклей, перформансов и световых шоу.
К развитию заводских территорий в постиндустриальную эпоху привлекает внимание всероссийский фестиваль «Ночь заводов». В 2023 году в нем участвовали 18 индустриальных объектов из 16 регионов России — в том числе Большая Ивановская мануфактура, Чеховский завод «ЧЗЭМ-Энергомаш», «Сибур-Химпром», Калининградский вагоностроительный завод, Челябинский трубопрокатный завод, часовой завод «Ракета». При этом промышленные здания часто являются памятниками архитектуры, многие строились по канонам конструктивизма.
Интерес к актуальности, внедренной в контекст старых фабричных зданий, значителен — фестиваль посетило более 20 000 зрителей по всей России. Событие акцентирует также и реставрационную составляющую проекта: к примеру, в Екатеринбурге исторический промышленный комплекс XIX века превратился в культурно-выставочный «Синара Центр», расположенный в старейшем архитектурном ансамбле Екатеринбурга — зданиях бывшего госпиталя Верх-Исетского завода, которые являются объектом культурного наследия.
Фестиваль стимулирует регионы подавать заявки на гранты и привлекать средства на развитие городов. Некоторые представители промышленных металлургических компаний говорят, что сейчас производство стали узнавать скорее как организаторов арт-событий, а не завод.
Вероника Смирнова, дизайнер и куратор проекта «Ночь Заводов» от студии dreamlaser, рассказывает: «На наш взгляд, участие в фестивале для заводов — это эксперимент, попытка открыть для себя пути развития, а для художников — возможность поработать в уникальном контексте. Завораживает возможность первыми исследовать пространство, изначально не предназначенное для демонстрации искусства. Мультимедийные проекты хорошо работают на индустриальных территориях, поскольку они дают масштаб и технические мощности для инсталляций. Все три площадки, на которых мы работали, отличаются друг от друга. Их историю мы рассказывали с помощью метафоричного языка, чтобы зритель мог взглянуть на эти территории иначе».
«Искусство оказывается эффективным инструментом для развития промышленных территорий: оно может сделать пространство завода привлекательным для жителей, обратить внимание на сохранение индустриального наследия. Художникам промышленные территории предоставляют возможности для экспериментов. Зрители часто не задумываются о том, что их окружают объекты, вдохновленные образами промышленности. При выборе темы проектов мы обратились к истории музыки и тому, как академические композиторы создавали произведения под влиянием эпохи индустриализации: заводы стали огромными музыкальными инструментами», — комментирует Анастасия Брюханова, руководитель отдела медиаразработок Новой сцены Александринского театра, продюсер проектов Лаборатории новых медиа.