Автор неизвестен: гид по выставке в Музее русского импрессионизма
13 октября 2023 г.
В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного». Она собрала полотна, которые редко попадают в поле зрения широкой публики и обычно хранятся в запасниках музеев: работы без авторства конца XIX — первой трети XX века. Проект призван развеять мифы о полотнах «н/х» и показать, что часто они не уступают картинам известных живописцев. Часть экспозиции составляют произведения, авторство которых было установлено за последние 60 лет. На их примере можно узнать, какой путь проходят картины от поступления в собрание до атрибуции. Вместе с кураторами мы рассказываем о пяти самых ярких работах выставки.Неизвестный художник. Портрет неизвестной в лиловом, 1908
Изначально считалось, что этот портрет принадлежит кисти Николая Фешина — яркого представителя эпохи импрессионизма и модерна. Однако сомнения в авторстве возникли довольно быстро. Дело в том, что в Русском музее находится другая «Дама в лиловом», за которую Николай Фешин получил Золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене. На ней в точно такой же позе изображена та же девушка, но в совершенно иной манере. Авторство не подтвердила и исследователь творчества мастера Галина Тулузакова. Скорее всего, портрет из собрания Курской галереи был написан в мастерской Ильи Репина, учителя Фешина, но другим художником: зачастую ученики могли портретировать одну и ту же натурщицу вместе.
По теме: Автор неизвестен: выставка в Музее русского импрессионизма
Павел Шмаров. Радуга, 1900–1910-е
Картина попала в Ярославский художественный музей в 1986 году как произведение неизвестного художника ХХ века. Установить авторство удалось только в 2018 году. Сначала искусствоведы музея нашли художников, которые в этот период изображали радугу и купальщиц. Среди множества работ наибольшее сходство у «Радуги» было с картинами Павла Шмарова — ученика Ильи Репина, участника выставок передвижников и «Союза русских художников». В период 1900–1910-х годов Шмаров часто писал женские фигуры на берегах водоемов, также исследователи обнаружили сходства в стиле и манере изображения лиц и пейзажа. Так вместе с именем была определена и датировка работы.
Неизвестный художник. Композиция (Рождение), 1910–1920-е
Эта необычная работа появилась в поле зрения коллекционера Михаила Каменского в середине 1990-х годов. Он сразу же принялся за поиски автора, однако версии специалистов так и не нашли подтверждения. Исследование возобновилось только в 2013 году, но имя создателя картины не удалось найти до сих пор. Сегодня с уверенностью можно сказать только то, что характерные символы, такие как петух, часы, керосиновая лампа, и художественные приемы — нарочитая гротескность и мастерское исполнение — позволяют строить предположения, что полотно относится к шедеврам раннего восточноевропейского модернизма. Вполне возможно, что участие картины в выставке поможет найти автора полотна.
Роберт Фальк. Девочка в кресле, 1919–1920
Автор «Девочки в кресле» долгое время оставался неизвестным, хотя было очевидно, что он вдохновлялся живописью Поля Сезанна. В стиле «московского сезаннизма» часто писали участники объединения «Бубновый валет». Имя Роберта Фалька возникло в ходе исследования, а после сравнения картины с «Портретом Киры Алексеевой» и другими работами мастера из Третьяковской галереи было выявлено сходство в манере исполнения. Характерный для творчества Фалька второй половины 1910-х годов косой широкий мазок, сделанный как будто гребенкой, подбор цветов и композиция — все это позволило прийти к выводу, что автором «Девочки в кресле» был именно он. Позднее было найдено и архивное подтверждение — фото работы, сделанное в 1920-е годы.
Натан Певзнер. Блокнот, 1917
Фамилия автора, как и название этой картины, долгое время оставалась неизвестной: сведения были утрачены еще в момент передачи работы в Екатеринбургский музей. Долгое время картина числилась как «Беспредметная композиция». Впервые название полотна встретилось в списке произведений, отправленных в Екатеринбург из Москвы в 1920 году, в котором была и картина Натана Певзнера «Блокнот». Позднее искусствоведы нашли каталог выставки 1919 года, где также выставлялась эта работа. Название и датировку можно считать авторскими — в тот период художник сам отправлял свои произведения на выставки. На холсте в левом нижнем углу также удалось заметить похожий на рисунок автограф, который не могли расшифровать, пока не обнаружили в коллекции Третьяковской галереи картину «Карнавал» Натана Певзнера с такой же монограммой — оригинально написанным именем «Нотон». Все эти факты окончательно помогли установить автора беспредметного произведения.
• «Автор неизвестен. Коснуться главного». Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11. До 21 января 2024.