В Fondazione Palazzo Strozzi во Флоренции проходит одна из крупнейших выставок индийско-британского художника Аниша Капура, перевернувшего представление о современной скульптуре. Куратор Артуро Галансино в проекте Untrue Unreal собрал весь спектр работ автора, от монументальных инсталляций до небольших произведений, вступающих в диалог с ренессансной архитектурой палаццо Строцци.
По теме: Искусство Аниша Капура на выставке в Хоутон-холле
В фокусе внимания автора — размышления о двойственности тела и разума, природного и искусственного. Художник приглашает вместе исследовать мир, ставя все под сомнение. Ретроспектива охватывает как ранние работы Капура, так и недавние объекты, включая те, что были созданы специально для экспозиции. Все они искажают привычное восприятие пространства, времени и света и демонстрируют виртуозное владение самыми разными материалами и техниками: геометрические формы противопоставляются биоморфным объектам, гладкие поверхности — сложным фактурам, а реальность оказывается иллюзией, из которой нужно найти выход.
Выставка в палаццо Строцци дает возможность познакомиться с творчеством художника во всех его проявлениях и диссонансах, увидеть силу, хрупкость, эфемерность и таинство его работ: пространство в инсталляциях меняет формы и обманывает зрителей, не позволяя им доверять своим чувствам. Пигмент, камень, сталь, воск и силикон — лишь некоторые из материалов, с которыми работает скульптор. В процессе множественных трансформаций и манипуляций они теряют привычные материальные свойства и обретают новые — так Капур открывает двери в собственное царство невозможного. Цвет в его руках — еще один инструмент, создающий особое измерение для восприятия.
В центре внутреннего двора палаццо появилась инсталляция Void Pavilion VII, пространство, которое является одновременно отправным и конечным пунктом визита. При входе посетители должны пройти через несколько пустот, которые приглашают в медитативное путешествие. Следом расположена культовая работа Svayambhu — дорога из кроваво-красного воска, вписанная в архитектурное окружение. Она представлена в палаццо в диалоге со скульптурой Endless Column, которая отсылает к одноименной работе Бранкузи. Скульптура Капура, окрашенная в чистый красный, пробивает потолок, превращаясь в лестницу между землей и небом.
Плоть и кровь — еще одна фундаментальная тема творчества художника. Отдельная комната отведена предметам, в которых он исследует тело и телесность: здесь представлена скульптура A Blackish Fluid Excavation и чувственные и пугающие работы из силикона, текучие массы, которые будто пульсируют и оживают в пространстве.
Размышления о границах визуального восприятия привели к созданию зеркальных скульптур, таких как Vertigo, Mirror и Newborn. Идеально гладкие поверхности искажают пространство, создавая ощущение нереальности и вовлекая зрителей в бесконечный лабиринт отражений.
Работа Non-Object Black покрыта пигментом, способным поглощать более 99,9% света. С его помощью Капур бросает вызов самой идее физической осязаемости — форма, кажется, затягивает в пустоту и не существует как материальный объект. Этот эксперимент продолжается в Gathering Clouds, вогнутых монохромных панно, будто поглощающих пространство вокруг себя.
Экспозицию завершает работа Angel 1990 года: это камни, покрытые слоями берлинской лазури. Массивность предметов вступает в противоречие с их эфемерным обликом: кажется, в камни превратились сгущенные облака и кусочки неба. Капур использует их гиперматериальность, чтобы передать ощущение тайны, отвечающее амбициозной задаче запечатлеть слияние противоположностей.
• Аниш Капур. Untrue Unreal. Флоернция, Fondazione Palazzo Strozzi. До 4 февраля 2024.