Галерея дизайна Fifth Avenue Moscow и Екатерина Сивер продолжают серию проектов, посвященных отечественным художникам. Выставка Discordia Concors, куратором которой выступила Марина Ширская, объединяет двух известных мастеров: на ней представлены керамические скульптуры Наталии Хлебцевич и живописные и графические работы Людмилы Крутиковой.
По теме: Сказки, мифы и ирония: выставка Гоши Острецова в Москве
Discordia Concors / «(не)Согласное согласие» — это диалог двух очень разных художников. В несогласованности их методов, в разности подходов, в различии медиа, с которыми работают авторы, рождается гармония, похожая на музыкальное произведение. В ней каждый отдельный звук и каждый аккорд создают многогранную глубину звучания. И эта гармония недостижима без деятельного участия зрителя, без его интеллектуального усилия, которое позволяет противоположностям прийти к согласию и обрести баланс.
Как независимый куратор, Марина Ширская работает над широким спектром проектов. Важным общим знаменателем для ее кураторской практики является творчество художников, создающих объекты на стыке искусства, ремесла и дизайна. Ей нравится искать связи между объектами, людьми, местами и контекстами. «Возможность объединить творческие эксперименты обеих художниц в пространстве галереи Fifth Avenue подарила мне шанс найти точки пересечения и связи между объектами столь непохожих авторов, которые я раньше не замечала. Причем Людмила Крутикова, которую больше знают как автора керамических скульптур, в данном случае представляет свои живописные и графические работы. И это уже своего рода сенсация. И, конечно, в них мы безошибочно узнаем игру с геометрическими абстрактными композициями, которые отличают керамические работы Людмилы. А серия масштабных работ Натальи Хлебцевич, созданных в течение последних двух лет — это такой дневник, разговор художника с самим собой, ее скульптуры, как в зеркале, отражают внутреннюю концентрацию и напряжение душевных сил», — говорит о проекте Марина Ширская.
Рассказывая о своих работах, Наталия Хлебцевич задается вопросом: «Должен ли художник в своем искусстве реагировать на то, что происходит вокруг? Насколько керамике свойственен чисто формальный подход и можно ли уйти в себя, спрятаться от реальности, погрузившись в создание абстрактной скульптуры? Скульптуры серии, как мне кажется, отразили мое внутреннее состояние, став немногословными и безымянными. Название «Без названия» — это как потерять дар речи, оставляющее место только чистой беспредметности».
Комментируя представленные на выставке серии живописи и графики, Людмила Крутикова в свою очередь поясняет: «Язык графики и живописи, по своей сути, очень скульптурен: каждый штрих, линия, пятно, отсекая лишнее, собирают изображение в цельность. Визуальное повествование на плоскости есть некая трансляция пространства, пронизывающего все сущее, что нас окружает. Часто композиция строится таким образом, что ее можно мысленно продолжить, она не ограничивается физическими границами холста или листа. Графика, живопись, скульптура в моих работах пронизаны едиными смыслами».
Для выставки отобрано около 30 произведений, в которых развивается язык геометрической абстракции с минимальным использованием цвета и опорой на четкую линию графического рисунка. В них есть ритм и монохром, подчеркивающий формальные поиски авторов.
Discordia Concors, Галерея Design Café by Fifth Avnue. С 16 ноября по 31 декабря 2023.