BRAFA, брюссельская престижная арт-ярмарка, в 2024 году отмечает несколько важных годовщин, связанных с одним из самых авангардных движений в искусстве — сюрреализмом. Столетие этого направления стало поводом для инициативы «Год сюрреализма». Идеи и образы этого периода до сих пор олицетворяют бесконечный источник художественного и исследовательского вдохновения.
По теме: 100 лет сюрреализма в лондонском Музее дизайна
На этот раз в великолепных залах брюссельского EXPO объединятся более 130 галерей из 14 стран. Творчество от античности до современного искусства представлено, как всегда, эклектично — презентации включают картины, скульптуры, мебель, раритеты, фотографии, гобелены и многое другое. В преддверии выставки Дидье Клаас, заместитель председателя BRAFA, комментирует: «В этом выпуске мы хотели бы предложить еще большее разнообразие, соблюдая при этом идентичность ярмарки, которая, прежде всего, является местом для демонстрации антиквариата».
Сто лет назад, в 1924 году, Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма», а поэт Поль Нуже основал сюрреалистический центр в Брюсселе. Манифест определял «диктовку мысли в отсутствие всякого контроля со стороны разума и вне каких-либо эстетических соображений», положив начало поэтическому и художественному движению, акцентирующему освобождение психических сил от контроля разума и борьбу с приобретенными ценностями. Двойной юбилей стал поводом для экспонентов добавить своим подборкам некоторый сюрреалистический оттенок. Также разработаны специальные программы, дающие возможность посетителям более подробно изучить это авангардное движение. При этом ярмарка подчеркивает, что она все также направлена на баланс между традиционным и современным, чтобы привлечь аудиторию нескольких поколений.
Французское сюрреалистическое движение, среди представителей которого есть писатели, поэты, художники и художники — Луи Арагон, Робер Деснос, Поль Элюар, Рене Магритт, Джорджо Де Кирико, Филипп Супо, Сальвадор Дали и Жак Превер, — отличается своим трансдисциплинарным характером. Оно предполагало широкое сотрудничество между его членами, убежденными в существовании высшей реальности, связанной со всемогуществом снов или бескорыстной игрой мысли. Эстетическая и социальная революция, изначально носившая по существу литературный характер, в которой освобождение бессознательного поощрялось практикой автоматического письма. Бельгийское сюрреалистическое движение, возглавляемое Э. Л. Т. Мезенсом, Полем Колине, Луи Скутенером, Андре Сурисом и Марселем Мариеном, отличалось от парижского — они отвергали автоматическое письмо и политическую приверженность.
На этот раз на BRAFA вернулись многие экспоненты прошлого года — как парижские галереи Galerie Kevorkian и Galerie Flak. Первая специализируется на искусстве Древнего Востока и исламской цивилизации, вторая проследит влияние Северной Америки на сюрреализм, представив выставку ритуальных фигур кацины в Аризоне. Вновь выступит со стендом галерея Sofie Van de Velde из Антверпена, которая сочетает современное искусство и период модерна (включены работы Жана Брюссельмана и Питера Йеннеса). В числе семи новичков — галереи Christophe Gaillard, Hadjer, Kaléidoscope и Segoura Fine Art.
На ярмарке можно увидеть одну из девятнадцати оригинальных копий «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона (1924 г.), представленных Библиотекой Ларданше (Париж) на стенде Бельгийской профессиональной библиотеки (CLAM), а также «Сюрреалистическую композицию» Леопольда Сюрважа 1916 года, выставленную Гарольдом Harold t’Kint de Roodenbeke (Брюссель). Ожидается, что среди фаворитов окажутся изысканный рисунок Рене Магритта «Легенда века» (1950), представленный женевской галереей De Jonckheerе, и этюд Сальвадора Дали для второй версии «Мадонны де Порт — Льигат» (1950) в парижской Galerie Ary Jan. В брюссельской галерее также будут представлены некоторые исторические работы Макса Эрнста, в том числе «Горизонт» (1926 г.) и Les Oiseaux (1925 г.).
На стенде галереи Repetto выставят две важные работы Джорджо Де Кирико, характерные для его метафизического стиля: «Пьяцца д’Италия» (1948–1972) и «Пьяцца д’Италия с Арианной» начала 1950-х годов. Среди наследников исторического сюрреализма покажут работы американки Эмили Мэй Смит и бельгийцев Тома Поулманс и Томаса Лероя на стенде Rodolphe Janssen.
Лисбет М. Хельмус, куратор Центрального музея в Утрехте, советует обратить внимание на картину Франсиско де Сурбарана «Натюрморт Великого поста» XVII века. «Меня всегда поражало, что картины старых мастеров, таких как Франсиско де Сурбаран, один из самых выдающихся испанских художников эпохи барокко, все еще продаются. Я недостаточно знаю о типах еды, которые можно есть во время Великого поста, но, похоже, именно они изображены на этой картине. Это интригующий образ, а сама вещь исключительна».
Почетным гостем BRAFA стал Фонд Поля Дельво: в 2024 году исполняется 30 лет со дня смерти этого бельгийского художника-сюрреалиста. Фонд продемонстрирует творчество великого мастера в отдельном выставочном пространстве: это подборка шедевров из собственной коллекции и частного собрания, предоставленного на время Музеем Дельво в Сен-Идесбальде, деревне на бельгийском побережье. Работы 1930–1960-х годов раскрывают темы, дорогие художнику.
BRAFA, 28 января — 4 февраля, 2024. EXPO, Брюссель.