Персональная выставка нью-йоркского неоконцептуалиста Питера Хелли открывается в галерее Гари Татинцяна.
Основатель стиля геометрической абстракции нео-гео, философ и искусствовед, художник Питер Хелли — частый гость в Москве. Гарри Татинцян устраивает его третью выставку. Яркие полотна с яркими полосами нравятся публике. Кроме того, Питер Хелли интеллектуал — автор статей и монографий, выпускник и преподаватель Йельского университета, издатель, 10 лет возглавлявший журнал Index Magazine, на страницах которого блистали самые яркие звезды рубежа веков, включая Бьорк, Изабеллу Росселлини, Вернера Херцога.
Питер Хелли (1953) родился в Нью-Йорке, США. C самого начала творчества думал о масштабе города, о городских системах передвижения и коммуникации. Конечно, Питер Хелли — последователь авангардистов, видевших в геометрии и красоту, и смысл, таких, как Каземир Малевич, Джозеф Альберс, Барнетт Ньюман и Эльсуорт Келли. Тридцать лет назад художник разработал элементарный словарь архитектурных пиктограмм, обозначенных им как «тюрьмы» и «камеры», связанных прямыми линиями — так называемыми «трубопроводами». Все эти пиктограммы позволяют художнику выразить строгую регламентацию современного города.
Широкую известность Хелли приобрел в середине 1980-х наряду с другими художниками — Джеффом Кунсом, Хаимом Стейнбахом, Мейером Вайсманом и Эшли Бикертоном, сформировавшими новое движение «нео-гео» (neo-geometric conceptualism).
Чтобы с точностью понимать смысл работ Питера Хелли, надо прочесть его собственное эссе «Заметки о картинах». Понять, что Питер Хелли думает о своих современниках, художниках Джеффе Кунсе, Алисе Эйкок или Шерри Левин поможет его работа «Кризис геометрии». Более поздние очерки – «Использование геометрии» и «Заметки об абстракции» — описывают мир, превращенный в пространство отчуждения из-за растущей силы имитации.
С 2002-го по 2011-й Хелли занимает должность руководителя аспирантуры Школы Искусств Йельского университета по направлению «живопись и фотография». В 1981 году Хелли начал работать с флуоресцентной краской Day Glo, призрачный блеск которой имитировал свет светодиодного экрана. Потом появилась Roll-a-Tex — порошкообразная добавка, с помощью которой маляры, крася стены, добиваются текстуры pop-corn (в 80-х была популярна в многоквартирных домах Нью-Йорка). В середине 1990-х Хелли стал внедрять цифровое программное обеспечение в качестве средства разработки своих композиций. Он также начал изучать печатное дело, использовал шелкографию, цифровую и струйную печать. В печатной графике Хелли то и дело возникают изображения из комиксов, а также новый мотив взрывов и взрывных ячеек, создаваемый в процессе лазерной печати.
У творчества Хелли масса поклонников. Его работы представлены в таких музеях и институциях, как лондонская Тейт Модерн, нью-йоркский Музей современного искусства, амстердамский музей Стеделек, Музей современного искусства Бордо, мадридский Национальный музей «Центр искусств королевы Софии», Музей искусств Далласа, Муниципальный музей искусств в Китакюшу в Японии, Батлеровский институт американского искусства в Огайо, Музей современного искусства в Сент-Этьене. Цены на его работы, продающиеся на аукционах, доходят до полумиллиона долларов. Крупнейшим коллекционером творчества Питер Хелли является британский художник, супер-звезда Дэмиен Херст.
Выставка Peter Halley открыта с 23 июня до 10 сентября.