Третьяковка в Самаре: Михаил Савченко — о громком открытии филиала музея
29 мая 2024 г.
Директор филиала Третьяковской галереи в Самаре Михаил Савченко рассказал INTERIOR+DESIGN о планах и новых направлениях музея, лучшей команде, тенденциях в сфере культуры и искусства и поделился, что было самым сложным в реконструкции, а что вдохновляло продолжатьК долгожданному открытию филиала Третьяковской галереи в Самаре команда музея подготовила праздничную программу «Знакомство с Третьяковкой», приглашающую оценить реконструкцию памятника конструктивизма — Фабрики-кухни завода им. Масленникова. Здание новой Третьяковки в форме серпа и молота спроектировала первая советская женщина-архитектор Екатерина Максимова в 1932 году. Новый музей в Самаре задуман как многофункциональный культурный центр. Вместо постоянной экспозиции в пространстве будут проходить выставки из коллекции Третьяковской галереи и ведущих российских музеев.
По теме: Директор фонда RuArts Марианна Сардарова — о личной коллекции искусства
Об открытии и ближайших планах
«Мы постепенно открываемся. Запускаем первую выставку, через месяц-другой запустим арт-резиденции, запустим полноценно образовательный центр, будем продолжать работать с территорией вокруг здания. Планов много, как у любой подобной институции. Тем более это самое начало, первый старт.
Новое в направлении деятельности Третьяковской галереи — это формат арт-резиденции, когда мы приглашаем художников, они приезжают и делают у нас проекты. Так делал сам Третьяков сто лет назад, но Третьяковская галерея в Москве в таком формате не работала. Для нас всех это новый опыт, который позитивно должен открыть галерею и Самару для страны и художественного сообщества.
Мы будем продолжать исследования, связанные с историей этого здания. Мы будем строить соседский огород на территории. Это такой локальный комьюнити-центр. Нам очень важно быть понятными и комфортными соседями для людей, которые живут вокруг нас, в Октябрьском районе. Это один из самых густонаселенных районов Самары. Нам важно его развивать и находиться в контакте с людьми, которые живут по соседству. Когда-то у Фабрики-кухни были огороды, и мы делаем соседский огород с теплицей, грядками, где можно будет выращивать цветы, овощи и всем вместе за этим ухаживать. Тоже новое и необычное направление, которым мы хотим заниматься».
О памятнике конструктивизма
Фабрика-кухня завода № 42 им. А. А. Масленникова общей площадью 8207 кв. метров построена в 1930–1932 годах архитектором Екатериной Максимовой. Этот проект — ее единственная работа. Фабрика-кухня была рассчитана на девять тысяч обедов в сутки конвейерного приготовления и подачи еды. Еще в 1923 году появилось кооперативное товарищество «Нарпит» (Народное питание). Участники развивали сети рабочих столовых, механизируя процессы. В это же время женщину признали как равноправную участницу социальной жизни, освободили ее от домашнего хозяйства и вовлекли в производство. Так появилась идея фабрики-кухни — конвейерный метод общественного питания.
В 2008 году Фабрика-кухня сменила собственника, после чего появились планы по сносу здания, оно не признавалось памятником архитектуры. Экспертам и неравнодушным жителям города удалось привлечь внимание властей к этой проблеме и спасти здание. В дальнейшем им заинтересовалась Третьяковская галерея с планами на реконструкцию и переосмыслением пространства. Конструктивистское здание продиктовало базовую идею филиала музея — диалог классики и современности в рамках выставочных и просветительских проектов. Выставочные площади после реставрации занимают более 2000 кв. метров. А для тех, кто живет рядом с Фабрикой, музей станет «Третьяковкой рядом с домом», где есть библиотека, магазин, центр детского творчества, лекторий и кинозал. Также предусмотрена художественная резиденция площадью больше двухсот квадратных метров. В нее по конкурсу отбираются художники, кураторы и исследователи. Вокруг Фабрики-кухни разбит первый в Самаре постиндустриальный парк — «Сад баланса». Городской ландшафт напоминает о промышленном прошлом этого места. Автор концепции — Виталий Стадников.
О старых и новых функциях
«Изначально про архитектора Максимову мы совсем ничего не знали. Есть очень интересная история, как нашли контакт. Работавшая над проектом реконструкции команда архитекторов обнаружила газетную заметку о том, что архитектор Максимова «Нарпита» похоронена на Ваганьковском кладбище. И один из исследователей оставил у ее могилы записку. Через полгода с ним связалась семья. Оказалось, что внук и внучка Максимовой живут в доме, который она когда-то построила для себя в подмосковном Кратово. И сейчас нам передают ее личные вещи, теперь у нас есть первоначальный план Фабрики-кухни. Конечно мы, как музей, будем существовать не в изначальных планах, но, как любая хорошая архитектура, которая следует за своей функцией, она диктует определенные правила жизни. В 1930-е годы в конструктивизме была четкая концепция о том, что архитектура задает определенные взаимоотношения человека с местом. С одной стороны это форма, а с другой — еще и функция. В здании есть «Молот» — кухня и все заготовительные цеха. Есть «Серп» с залом и столовой. Из этого «Молота» получалось в «Серп» доставлять готовые блюда. И, по сути, эта форма диктует нам свою функцию и сейчас. Там, где «Молот», у нас будут находится резиденции, мастерские, все, что подготавливает, создает искусство. А в «Серпе», где раньше принимали пищу в длинных залах, осталась «зона потребления»: там мы на это искусство смотрим. Мы даже сохранили где-то названия: выставочные залы у нас «Обеденные залы», «Диетические», как были на планах. Есть, конечно, очень смешные исторические названия, такие как «Кладовая овощей», «Комната хлеба», «Заготовочная» и другие. Теперь так называются наши кабинеты».
О подготовке к открытию
«Самое сложное было — время. Реконструкция — долгий процесс. Когда приходишь в пространство и видишь только руины, сложно поверить в то, что открытие когда-то случится. И еще более сложно делать так, чтобы верила команда. За пять лет подготовки у нас было несколько таких эмоциональных взлетов и падений. Когда казалось, что в этом году мы точно откроемся, но снова все переносилось и команда очень расстраивалась. Сложно было удерживать мотивацию и быть на протяжении такого долгого времени заряженными на успех. Случались такие моменты в стройке, в подготовке, когда кажется, что ничего не движется, все встало. И как будто бы то, чем мы занимаемся, не принесет каких-то результатов. Быстрых точно нет, но и долгосрочных тоже. Сложно было держать в этом команду».
О команде музея
«Когда наконец-то видишь какие-то изменения и как начинает что-то реализовываться, все меняется. Мы открыли временный офис в центре города, пока шла стройка. Туда приходили люди, мы делали программы, встречи, лекции. Тогда в городе стал ощущаться заметный перелом от недоверия к ожиданию открытия. Вот это супер вдохновляет! И второе, для меня очень важное. То, как начала собираться очень классная команда. Когда создавался образ институции, прогрессивной, открытой, динамичной, под это начали приходить классные люди, профессионалы, с которыми потрясающе работать, что-то делать. Не побоюсь этого слова, это одна из лучших сейчас команд в стране, на мой взгляд».
«Главное, что пришлось изменить, это все, что касается новой инженерии и музейных требований — климат, безопасность, пути эвакуации. В этом плане это совершенно современное здание теперь. Оно потребовало немного изменить логистику. Но кардинально все зоны, которые были задуманы Максимовой, сохранились — крыша, внутренний двор. Все соответствует первоначальной задумке».
О новом типе музея
«Если говорить о тенденциях. Абсолютно точно, это такой гуманистический поворот, когда институции музеев выстраивают свою работу не вокруг музейного предмета, а вокруг человека и посетителя. Это происходит и в России, и в международной сфере культуры и искусства. Это работа с инклюзией. И это не только про то, чтобы была доступная среда для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и для людей с различными особенностями развития, восприятия. Это для нас тоже важная сфера с которой мы работаем. Ну и различные диджитал-истории, которые тоже планируем развивать. Это неотъемлемая часть художественного и научного прогресса».
О первом выставочном проекте
В первые три дня для гостей музея предусмотрена спецпрограмма «Знакомство с Третьяковкой». В нее входит выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве», лекции о свете в идеях архитекторов-авангардистов и метлахской плитке, документальное кино о Фабрике-кухне, знакомство с современными художниками в мастерской и на живописной кухне. Закончить вечер команда музея предлагает необычным вокально-кулинарным перформансом в исполнении профессионального хора «Пельменный цех».
«Выбор темы первой выставки не случаен, ведь пространство, для которого она создавалась, — Фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Еда впервые придет в эти стены не как продукт, который здесь производят, но как художественный образ. Залы для вкушения пищи станут местом созерцания, а идея цикличности обусловит ритм выставки», — комментирует идею команда музея.
Открытие Третьяковки в Самаре — 30 мая. Ул. Ново-Садовая, 149. Полная программа открытия представлена на сайте музея.