Прозрачным языком: художественное стекло в Петербурге

31 мая 2024 г.

Лидия Горшкова «Pollen»

Выставка «Стекольная сессия на Елагином острове», открывшаяся в Елагинском дворце-музее в Санкт-Петербурге, — это финальный этап экспериментального проекта, подготовленного некоммерческой организацией «Содружество практик», Музейно-досуговым комплексом и Стеклодувной мастерской Центрального парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова.


По теме: Стекло: 9 локальных художников и их эксперименты с материалом

Валентина Олейник. «Реускула»

На экспозиции представлены объекты и инсталляции десяти художников-финалистов конкурса, проведенного в рамках проекта «Стекольная сессия», созданных с использованием стекла и применением стеклодувных техник. С тех пор как в конце 1990-х закрылись немногочисленные заводы по производству художественного стекла, а вместе с ними и лаборатории, в которых художники могли проводить эксперименты со стекольными массами, цветом, масштабом и техниками, эта дисциплина пребывает в подобии летаргического сна, грозящего полной потерей навыков.

Аня Слобожанина «Ангел хранитель мой, ты впереди, я за тобой»

Практика гутной техники, связанная с лепкой и выдуванием раскаленной стекольной массы, считающаяся невероятно трудоемкой, энергозатратной и требующая особого профессионального мастерства, пострадала в результате закрытия заводов больше остальных. И именно на гутной технике и выдувании в форму организаторы сосредоточили свое внимание. На реализацию проекта ушло четыре месяца, во время которых художники прорабатывали свои творческие идеи и концепции и затем воплощали их в материале на базе двух стеклодувных мастерских Петербурга в содружестве с мастерами стекольного дела.

Екатерина Чарина. «Давление»

Основной своей миссией организаторы проекта считают сохранение художественного наследия и привлечение в индустрию новых профессионалов. Этим объясняется то, что среди участников есть авторы, которые никогда раньше не работали со стеклом. Художник-керамист Екатерина Чарина, выпускница кафедры художественного стекла и керамики Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица и один из финалистов конкурса, впервые в рамках этого проекта создавала композицию с использованием гутной техники и признается, что работа со стеклом — невероятно захватывающий процесс, но гораздо более сложный по сравнению с керамикой.

Яна Литвинова. «Осока»

Тамара Ковалева, основатель экспериментального производства NWGlass.lab, организатор проекта «Стекольный практикум» и соорганизатор и куратор проекта «Стекольная сессия», считает, что главная задача сегодня — «заразить стеклом как можно больше талантливых специалистов.» И именно это стало главным стимулом при организации проекта: «Это первая попытка понять, что мы можем сделать, если объединим усилия и поддержим художников в производственной части».

Санкт-Петербург, Елагиноостровский дворец-музей, Елагин остров, 4, лит. Б. До 14 июля 2024.

Наталья Шамсутдинова. «Важное, хрупкое, ценное»

Анастасия Потарева. «Глубина»

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит