Исторические драмы с самыми эффектными костюмами: кино для арт-лаверов

Исторические драмы с самыми эффектными костюмами: кино для арт-лаверов

11 июня 2024 г.

12 июня в киноцентре «Октябрь» — российская премьера фильма Карима Айнуза «Игра королевы». Событие в рамках проекта КАРО.Арт стало поводом вспомнить самые яркие работы художников по костюмам в зрелищном жанре исторической драмы

В современном мире, когда ценность времени и внимания становится нормой, все больше людей выбирают фильм или сериал, оценивая, помимо описания и имени режиссера, дизайнера и художника по костюмам, который работал над картиной. Не только сюжетная линия и работа с кадром остаются в наших воспоминаниях после просмотра. Образы героев, их одежда, цветовое решение кадра — все это вызывает яркие эмоции и ассоциации с фильмом.


По теме: Самые ожидаемые фильмы 2024: 12 кинопремьер

Сэнди Пауэлл, Жаклин Дюрран, Милена Канонеро, Александра Брин — великие имена в мире киноискусства, мастера по воссозданию исторического костюма и авторы незабываемых образов. Узнаем, как и кем создаются костюмы в кино и всегла ли стоит придерживаться исторической достоверности, чтобы погрузить зрителя в необходимую временную эпоху. В качестве примера — пять выдающихся работ в кино с историческим материалом и эффектными образами, а также главные имена современных художников по костюмам.

лучшие костюмированные драмы фото
Кадр из фильма «Игра королевы»

Игра королевы, 2023

Фильмы-биографии — особенный жанр для тех, кто ценит исторический костюм. Через призму судьбы выдающейся личности и ее костюма как неотъемлемой части образа легко погрузиться в сюжет кинокартины. 12 июня в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта КАРО.Арт состоится российская премьера из программы Каннского кинофестиваля прошлого года — исторический байопик Карима Айнуза «Игра королевы» с Алисией Викандер и Джудом Лоу в главных ролях. Бразильский кинорежиссер и художник обратился к жанру исторической драмы и снял картину об Англии эпохи Тюдоров. В основе фильма лежит первая книга цикла Элизабет Фримантл «Гамбит королевы» о выдающихся женщинах Англии, которые смогли повлиять на ход истории. Фильм представят и обсудят историк кинокостюма Анна Баштовая и киножурналист Ольга Белик в рамках проекта КАРО.Арт.

лучшие исторические драмы фото
Кадр из фильма «Игра королевы»

Корона, 2016-2023

Костюмы в сериале «Корона» создавали в разное время Мишель Клэптон и Эми Робертс. Для первого сезона Мишель Клэптон, работавшая в то время над сериалом «Игра престолов», придумала 350 королевских костюмов. Это был масштабный проект: художница смотрела видеозаписи, архивные фотографии, сотрудничала с актерами, изучала этапы жизни и царствования Елизаветы II. Как отмечает дизайнер, единственными точными репликами костюмов были всемирно известные, такие как наряды на коронацию, свадьбу, тур по Ирландии. Эми Робертс в точности воссоздала свадебное платье принцессы Дианы. Во всех образах она стремилась к исторической достоверности — визуальной и эстетической. Главной задачей для нее было передать через одежду эмоции героев и их сложные отношения с королевской семьей.

лучшие исторические драмы фото
Кадр из сериала «Корона»

Маленькие женщины, 2019

Жаклин Дюрран получила два «Оскара» — за костюмы к фильмам «Маленькие женщины» и «Анна Каренина». В числе ее последних работ значится и фильм «Барби». Для художницы Дюрран не так важна историческая достоверность в повторении художественных образов, как сама функция одежды — передать атмосферу эпохи и характер героя через детали и крой. По ее мнению, костюмы должны апеллировать к моде разных десятилетий, чтобы «затрагивать воспоминания разных людей в разное время». К примеру, герой Лори в фильме «Маленькие женщины» в исполнении Тимоти Шаламе артистически небрежен с самого начала фильма. Жаклин Дюрран доверилась актеру и позволила ему добавить собственное видение внешнего вида персонажа. «У него хорошее чутье. Он носит исторические костюмы так, как носил бы их в обычной жизни. Одежда при этом вполне аутентична, просто он стилизует ее по-своему». Фигуру Шаламе подчеркивают с помощью слегка зауженных силуэтов, Дюрран посчитала, что оригинальные костюмы 1860-х смотрелись бы на актере мешковато.

лучшие костюмированные драмы фото
Кадр из фильма «Маленькие женщины»

Мария-Антуанетта, 2006

Говоря об исторических костюмах, невозможно не вспомнить фильм Софии Копполы и роскошные наряды Марии-Антуанетты, созданные Миленой Канонеро. За этот фильм костюмер заслуженно получила премию «Оскар». Режиссер намеренно не стала углубляться в исторические детали, ей важнее было передать эмоциональность королевы Франции. Известный костюмер хоть и создала костюмы в стиле игривой эпохи рококо, но выбрала более современные и дерзкие силуэты. Цвет костюмов тоже имеет значение — пастельные тона в начале фильма и темные, мрачные оттенки в конце. Для картины было создано около 400 образов. Более 100 пар обуви разработал знаменитый fashion-дизайнер Маноло Бланик, ориентируясь на туфли французского двора и самой Антуанетты. Милена Канонеро также любимая художница Стэнли Кубрика и Уэса Андерсона. Именно она ответственна за костюмы для картины «Отель «Гранд Будапешт», который также принес ей статуэтку «Оскар». В ее коллекции их четыре!

лучшие костюмированные драмы фото
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Молодая Виктория, 2009

За основу в работе над костюмами были взяты настоящие платья Викторианской эпохи, хранящиеся в британской музейной коллекции. Режиссер Жан-Марк Валле добивался максимальной исторической достоверности, поэтому требовал от художников-костюмеров создать точные копии платьев из гардероба Виктории. Сделать это было непросто, но Сэнди Пауэлл удалось. Королева носила светлые оттенки, корсет, пышную юбку, а к концу эпохи в моду вошел совершенно другой крой — платья с турнюром, создающим объем сзади, а не по бокам. В результате для героини Эмили Блант был разработан гардероб из 15 нарядов. В самом начале фильма, когда Виктория только восходит на престол, в ее образах превалируют цветочные принты, а по мере укрепления ее авторитета наряды меняются — оттенки становятся все темнее, а ткани все более плотными. Такой прием — костюм, который является символом изменений персонажа, — использовала и София Коппола в фильме «Мария-Антуанетта». Сэнди Пауэлл — одна из самых ярких современных британских художниц по костюмам. В ее портфолио три статуэтки «Оскар» за лучший дизайн костюмов и 14 номинаций на премию. Любимая художница Мартина Скорсезе, Сэнди Пауэлл работала с ним над фильмами «Авиатор», «Ирландец», «Кэрол», «Золушка» и другими.

лучшие костюмированные драмы фото
Кадр из фильма «Молодая Виктория»

Примеры выше — лишь одно из доказательств того, что исторический костюм и те, кто его создают, такая же важная, неотъемлемая часть магии кино, благодаря которой мы верим, сопереживаем, удивляемся и восхищаемся вместе с героями. Говоря о создании костюмов для кино, нельзя не вспомнить итальянского классика Лукино Висконти с его исключительно эстетской картиной «Леопард». Этот фильм считается одним из самых красивых костюмированных фильмов в истории. И образы художника Марка Бриджеса для картины «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона — еще один «Оскар» для дизайнера костюма. Для одного из самых эффектных платьев в фильме — нежного лавандового оттенка — использовали оригинальное фламандское кружево XVII века. И Александру Бирн с ее работой над костюмами в фильме «Елизавета: Золотой век», принесшая ей «Оскар». Именно благодаря ей каждый кадр выглядит как живописное полотно. Наконец, в числе гениев костюма нельзя не упомянуть Коллин Этвуд, Уолтера Планкетта или Эдит Хэд. Впрочем, каждый раз, когда вы погружаетесь в мир, который существует только на экране, помните: это заслуга не только актеров и режиссера, но целой команды, значимое место в которой занимают те, кто создает костюмы героев.

лучшие костюмированные драмы фото
Кадр из фильма «Призрачная нить»

Художник по костюмам во многом работает как архитектор: в его задачах не только изучить архивы, погрузиться в жизнь и личность героев, но и создать их визуальный образ, наделить деталями и смыслами и естественно вписать в кинематографический ландшафт, созданный режиссером.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит