Французские премьеры и классика: самые эффектные интерьеры для героев фильмов
17 июня 2024 г.
«Французские премьеры» — это проект КАРО.Арт, в рамках которого мы можем увидеть новое французское кино. А значит, новые сюжеты, новых героев — и, конечно, новые интерьеры. По этому случаю вспоминаем самые эффектные дома и квартиры, созданные великими режиссерами для своих фильмов во ФранцииС 17 по 28 июня в Москве пройдет традиционный кинофестиваль «Французские премьеры», который организует Французский институт в России совместно с проектом КАРО.Арт. Фестиваль открывают фильмом о музыке и поиске вдохновения Анн Фонтен «Болеро. Душа Парижа». Событие подтолкнуло поискать свое вдохновение через визуальные коды французских интерьеров в фильмах Вуди Аллена, Педро Альмодовара, Уэса Андерсона, Луи Гарреля и других классиков кинематографа, интерьеры в фильмах которых запоминаются не меньше, чем сюжетные виражи.
По теме: Исторические драмы с самыми эффектными костюмами: кино для арт-лаверов
Вуди Аллен. «Великая ирония»
Фильм «Великая ирония» полностью снят во Франции, с французскими актерами и на французском языке. Ирония заключается в том, что Вуди Аллен на нем не говорит. Через интерьер, цвет и свет режиссер рассказывает историю любовного треугольника, в которой случай играет главную роль. Классический французский интерьер с холодным светом, молдингами, искусством и лепниной на стенах, золотыми бра и зеркалами противопоставляется мансардной квартире с деревянными перекладинами, окнами в пол, винтажной мебелью, обилием света и теплой палитрой в декоре. Только из описания квартир можно представить качества героев, которые в них живут, и какую обстановку в итоге выберет главная героиня. Искусство, книги, включенные настольные лампы и торшеры даже в дневное время — важная составляющая домашних обстановок в картинах Вуди Аллена. И заливающий кадр свет!
Педро Адьмодовар. «Человеческий голос»
Работы Альмодовара всегда отличались вниманием к деталям. Короткометражный фильм по одноименной пьесе французского писателя Жана Кокто снят в ангаре. Действие происходит в Париже, где главная героиня в исполнении Тильды Суинтон разговаривает по телефону с бывшим возлюбленным. Режиссер также ведет диалог со зрителем — через цвет и дизайн интерьера. Яркие оттенки красного, синего, зеленого соединяются с коллекционной мебелью, раскрывая образ экспрессивной эстетки. В картине можно увидеть предметы по дизайну Вико Маджистретти, Foscarini и Франко Альбини, волнообразные формы стола Джонатана Адлера в прихожей, деревянной барной стойки и кресла в стиле ар-деко с леопардовым принтом из личной коллекции режиссера. Светильники, вазы и искусство дополняют интерьер фильма.
Уэс Андерсон. «Французский вестник»
«Французского вестника» снимали в Ангулеме — тихом французском городе со старой архитектурой и уютными улочками. Над фильмом работал художник-постановщик Адам Штокхаузен, с которым Уэс Андерсон сотрудничает со времен «Поезда на Дарджилинг», и художница по декорациям Рина ДеАнджело. Колористический лейтмотив фильма — гармония бирюзового с желтым. Рина ДеАнджело оформляла интерьеры через долгий поиск винтажных светильников, мебели, печатных машинок, ковров и картин на блошиных рынках. Внешние изменения отражают внутренние трансформации героев, а цвет, симметрия кадра и геометричность — особенности эстетики режиссера. В этом фильме, по словам художника-постановщика, режиссер делал акцент не столько на симметричных композициях или сочетании цветов в интерьере, сколько на выборе нужной оптики и методе работы с камерой. Так, чтобы обратить внимание зрителя на важность момента, режиссер уводит цветовой баланс в кислотные оттенки. В результате герои будто встраиваются в фон, их одежда становится частью интерьера, а интерьер — частью их внутреннего мира.
Кристофер и Даниель Томпсон. «Брижит Бардо: искусство жить»
Безусловно, экранные декорации любого фильма поддерживают идею режиссера. Художник-декоратор и художник-постановщик передают художественный образ и раскрывают характер персонажей через цвета и стиль интерьера, детали декора. Обычно о взрослении и трансформации героя режиссер рассказывает через смену костюма, но порой эту ключевую роль выполняет именно интерьер. Именно так поступили Кристоф и Даниель Томпсон в «Брижит Бардо: искусство жить». Как девушка из пуританской семьи становится секс-символом поколения, так и интерьеры в сериале из классического парижского превращаются в эксцентричный французский фьюжн. Тут баузери на стенах и китайские вазы, зеркала в золотых и латунных оправах, хрустальная люстра, камин — настоящий аристократический французский шик. Множество декоративных деталей усиливают впечатление — это и звонок на дорогом черном мраморе из латуни с кнопкой из слоновой кости, и бордовая гостиная как манифест свободы главной героини. Режиссерам удалось передать не только историю жизни иконы стиля Брижит Бардо, но и атмосферу Франции 1950-х годов через костюмы и детали интерьера и декора.
Луи Гаррель. «Этот новый мир»
Ироничный фильм французского режиссера и актера Луи Гарреля о новом мире, в котором мы внезапно для самих себя оказываемся. Сценарий для своего фильма Луи писал в соавторстве с писателем Жаном-Клодом Карьером, который работал с Годаром, Марко Феррери и другими мэтрами. Сам режиссер играет родителя, главного героя, размеренная жизнь которого меняется после того, как они с женой узнают, что их 13-летний сын участвует в проекте по спасению планеты. История разворачивается в современной парижской квартире, что дает возможность рассмотреть реальные интерьеры парижан. По сюжету в их квартире пылятся предметы роскоши, на которые они годами не обращали внимания. Но оказывается, что и «старая картина с голой девушкой и бегущим за ней стариком», и подсвечники позапрошлого века, и коллекционные часы, и винтажное платье Dior могут принести пользу сейчас. «Не трогаете, значит, не нужно», — заявляет подросток и продает все в интернете, чтобы собрать деньги на экологическую инициативу. Сюжет разворачивается на фоне современного эклектичного французского интерьера: окна в пол, уютные балконы, белые стены, искусство, старинный камин, винтажный комод и резной журнальный стол из дерева. Все это создает гармонию и уют в сочетании с современными предметами мебели — диваном, акцентными декоративными подушками, пледами, вазами, настольными лампами и торшерами. Кажется, так и должен выглядеть живой интерьер парижан.
Интерьеры в фильмах играют важную роль: через них режиссер ведет диалог со зрителем. Например в фильме «Ив Сен-Лоран» режиссер Джалиль Леспер передал сумрачный парижский шик 1960-х годов, а в фильме «Дом Гуччи» Ридли Скотта противопоставляются взгляды двух поколений. Художник-постановщик передал идею борьбы наследников за власть через смешение стилей в интерьере — утонченного модерна и постмодернизма. Таким образом, интерьер становится языком режиссера, визуальным кодом, по которому его можно узнать.