Вокруг Каннского фестиваля 2024 было много ожиданий: громкие имена, возвращение классиков от Френсиса Форда Копполы до Дэвида Кроненберга, молодые таланты, на которые делали ставки критики. Результаты оказались не самыми предсказуемыми: картины мэтров были приняты сдержанно, а «Золотую пальмовую ветвь» получила «Анора» Шона Бейкера с российскими актерами Марком Эйдельштейном и Юрием Борисовым. В субъективном выборе редакции Interior+Design — восемь фильмов фестиваля, заслуживающих внимания.
По теме: Исторические драмы с самыми эффектными костюмами: кино для арт-лаверов
Паоло Соррентино. «Партенопа»
Паоло Соррентино снял новую картину о великой красоте, на этот раз в Неаполе. Его единогласно называют признанием в любви родному городу режиссера, и неспешные пейзажи здесь спорят в барочной театральной красоте один с другим. В центре сюжета — история Партенопы, молодой прекрасной женщины, наделенной живым умом, названной в честь греческой сирены. Партенопа — воплощение красоты, от которой становится больно, с которой абсолютно не ясно, что делать, и в этом ее трагедия. Удивительно, что никто прежде не говорил об этом так прямо на языке кинематографа. Соррентино обвиняют в том, что он повторяет сам себя, но, наверное, ждать от режиссера измены теме всей жизни и не стоит. Насколько искренне это любование и есть ли в нем доля банальной объективации, предлагаем решить зрителю.

Паял Кападиа. «Все, что мы представляем как свет»
Первый индийский фильм, представленный в конкурсе Каннского фестиваля за последние 50 лет. В картине «Все, что мы представляем как свет» Паял Кападиа рассказывает о жизни двух коллег-медсестер в Мумбаи. Пока Прабха пытается справиться с проблемами и пустотой в вечном отсутствии мужа, Ану вступает в тайный роман с мужчиной, которого она выбирает вопреки желаниям семьи. Несмотря на разницу в возрасте, между женщинами устанавливается глубокая и трепетная дружба, а фильм, в своей сдержанной красоте балансирующий где-то на границе с реальностью, дает надежду на исцеление.

Йоргос Лантимос. «Виды доброты»
После недавнего успеха «Бедных-несчастных» и все же более понятной и коммерчески успешной «Фаворитки» Йоргос Лантимос показывает совсем другое кино. «Виды доброты» — это одновременно мрачная, смешная, тревожная притча из трех частей-новелл с абсурдистскими постмодернистскими названиями — «Смерть Р.М.Ф.», «Р.М.Ф. летает», «Р.М.Ф. ест бутерброд». Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куэлли и другие здесь играют роли сразу нескольких эксцентричных персонажей. Истории и столкновения характеров превращаются в исследование зависимости, контроля и возможности свободы воли, которое притягивает, шокирует, пугает, но точно не оставляет равнодушным.

Мохаммад Расулоф. «Семя священного инжира»
В центре внимания нового фильма иранского режиссера Мохаммада Расулофа — идея о бунте, взрастающем в каждом новом поколении: молодые люди готовы протестовать, несмотря на высокую цену, которую приходится платить, как это было в 2022-м после убийства 22-летней Махсы Амени. Сам режиссер был несколько раз осужден на родине: сначала на шесть лет, после еще на год за распространение в фильмах антигосударственной пропаганды. Однако и новый фильм Мохаммада Расулофа — о тирании и протесте на разных уровнях: государства и отдельно взятой семьи, и одно тесно переплетено с другим.

Ноэми Мерлан. «Женщины на балконе»
Показная легкость фильма француженки Ноэми Мерлан, в котором три женщины размышляют о жизни на балконе своей марсельской квартиры во время очередной волны летней жары, оказывается обманчивой. Здесь есть место не только громкому смеху, абсурду и запоминающимся образам в духе «Эйфории», но более серьезным темам освобождения женского тела, движения #MeToo и многому другому, о чем режиссер говорит с той же непринужденностью и смелостью на грани приличия.

Кирилл Серебренников. «Лимонов, баллада об Эдичке»
Кирилл Серебренников вернулся в Канны с байопиком об Эдуарде Лимонове. Фильм с Беном Уишоу в главной роли — не детальное исследование жизни писателя, а экранизация романа, написанного Эммануэлем Каррером, и собственных представлений режиссера о диссиденте и бунтаре Лимонове на фоне Москвы, Нью-Йорка и Парижа второй половины XX века.

Джессика Палю. «Быть Марией»
Картина Джессики Палю посвящена истории актрисы Марии Шнайдер и съемкам «Последнего танго в Париже» Бертолуччи. Скандальный с самого начала фильм вновь оказался в центре обсуждений, когда пресса обратила внимание на признание режиссера: эротической сцены с участием Марлона Брандо не было в сценарии, и ужас на лице 19-летней актрисы — не игра, а настоящие эмоции. Фильм, снятый, что важно, режиссером-женщиной, возвращает зрителей к этому сюжету и показывает историю преодоления травмы. И в целом кино о том, как снимают кино, становится попыткой переосмыслить, как изменилось искусство и мир за последние несколько десятилетий.

Шон Бейкер. «Анора»
Фильм-победитель фестиваля, «Анора», — перевернутая сказка о золушке или «Красотка» со взглядом из 2020-х. В эксцентричной комедии Шона Бейкера стриптизерша Анора в исполнении Майки Мэдисон встречает очаровательного покровителя Ивана (Марк Эйдельштейн), сына богатого русского олигарха. Ани сначала приезжает в роскошный особняк, а после становится девушкой на неделю, в конце которой случится свадьба в Вегасе. Безудержное веселье обрывает только визит обеспокоенных родителей, которые делают все, чтобы брак был расторгнут. Персонажи не претендуют на реалистичность и строятся на расхожих клише, но все это органично вписывается в канву фильма, задача которого далеко не в критике реального положения дел.
