Art Basel 2024: поле пшеницы и подсолнухи за 20 миллионов

17 июня 2024 г.

Внимание мира искусства в июне традиционно приковано к Базелю— ежегодная ярмарка и сопутствующие ей мероприятия захватывают город на неделю. В 2024 году за обновленную идентичность ярмарки отвечает ветеран берлинской сцены Майке Крузе, впервые выступившая в качестве директора Art Basel, а до этого возглавлявшая Gallery Weekend Berlin. Вот основные моменты, которые удивили публику, осчастливили коллекционеров и дали повод для размышления кураторам и галеристам.


По теме: Thema: культурная платформа этичного и экологичного дизайна

Символический центр этого крупного события, за полвека разросшегося до Майами-Бич, Гонконга и Парижа, по-прежнему остается в Швейцарии. В 1970 году, когда галеристы Эрнст Байелер, Трудл Брукнер и Бальц Хилт открыли первый Art Basel, на берегах Рейна собралось около 16 000 профессионалов. Сейчас число посетителей самой важной арт-ярмарки в пять раз больше, а сама она стала ключевым местом для мира искусства. В списке участников — 285 международных экспонентов, его дополняет длинный перечень сопутствующих выставок. Это глобальная организация для галерей-участников и художников с акцентом на региональную идентичность каждой из стран. Базель в этом году демонстрирует способность объединить первоклассные произведения, фантастических коллекционеров и музейные коллективы — и рынок, как показали продажи, следует за ними.

Воссоздание оригинального седана Volkswagen Beetle 1961 года выпуска, который Христо и Жанна-Клод обернули в феврале 1963 года для персональной выставки Кристо в галерее Schmela в Дюссельдорфе. Новое произведение искусства, созданное Кристо в 2014 году, — первое, что видят посетители при входе в секцию Unlimited. Gagosian gallery

Нынешний арт-директор, которая уже работала на Art Basel в качестве руководителя по коммуникациям, продолжает свой курс на участие всего сообщества: ее оптимистичный взгляд на экосистему искусства, пережившую длительный период неопределенности, вдохновляет. Сейчас состав галерей выглядит так: европейские галереи составляют около 60%, однако в общей сложности представлены галереи из 40 стран, и за последние годы в списке появилось множество молодых институций.

арт базель 2024 фото
Монументальная скульптура Яёи Кусамы является частью серии бронзовых работ в виде тыквы, впервые показанных на выставке художница в 2023 года в галерее David Zwirner. Продана за 5 млн. долларов

Крузе комментирует итоги ярмарки: «Качество и амбициозность работ, представленных в этом году, экстраординарны, а присутствие коллекционеров со всего мира — исключительно, именно это сочетание привело к отличным продажам». Новый директор много работает над местной идентичностью: в ее сферу интересов входит более плотное сотрудничество с Liste, молодой ярмаркой искусств, а также Basel Social Club, свободным пространством для проведения мероприятий.

Art Basel 2024 фото
«Подсолнухи» (1990-1991) Джоан Митчелл, ставшие самой дорогой картиной ярмарки, были проданы в первый день за 20 млн долларов. Это абстрактное полотно было написано во Франции в последние годы жизни художницы. Вдохновленная Винсентом Ван Гогом, Митчелл посадила подсолнухи на своем участке в Ветёе — они были излюбленным мотивом ее картин. David Zwirner

Арт-рынок по-прежнему силен, подтверждает Ной Горовиц, генеральный директор Art Basel. «Мы являемся свидетелями расширения коллекционирования искусства во всем мире. На рынок выходят новые покупатели и обеспечивают основу для бизнеса, вместе с тем сохраняется наша привычная аудитория, которая продолжает собирать произведения искусства. Большая часть этой профессиональной публики была в Базеле во время ярмарки», — отметил он.

Art Basel 2024 фото
Картина Марка Брэдфорда «Клоуны путешествуют по проводам» (2013) продана за 4,5 млн. долларов. Галерея White Cube

Действительно, результаты показали, что галереи-лидеры только утвердили свои позиции. David Zwirner продал чувственный диптих Джоан Митчелл «Подсолнухи» (1990–91 гг) за 20 млн долларов США — это близко к аукционному рекорду художницы в 29 млн долларов. Картина Аршила Горки Untitled (Gray Drawing (Pastoral), ок. 1946–47), уголь и пастель на бумаге, продана Hauser & Wirth за 16 млн. долларов. Картина Герхарда Рихтера Abstraktes Bild (2016) ушла за 6 млн долларов. Скульптура Яёи Кусамы «Стремление к любви тыквы, любовь в моем сердце» (2023), отправилась за 5 млн. долларов в частную коллекцию в США. А произведение Янниса Кунеллиса Untitled (Wooden Rose) (1966), Gladstone Gallery, стало одной из лучших сделок, сумма которой составила 2,5 млн долларов.

Art Basel 2024 фото
Torkwase Dyson, инсталляция Errantry, 2024, Pace Gallery, Gray

«Несмотря на все слухи, мы уверены в устойчивости арт-рынка, и первый день Art Basel подтвердил это, — комментирует Иван Вирт, президент Hauser & Wirth в своем заявлении. — Преимущество возвращения рынка к более гуманному темпу заключается в том, что международные коллекционеры сейчас отдают предпочтение лучшим из лучших. Мы разместили редкие работы, которые охватывают историю современного искусства и его разные поколения. В первый день мы продали больше работ, чем в прошлом году. И все дни были такими же загруженными, как и первый. Мораль: настоящее качество и отличные отношения всегда преобладают».

Посетителей ярмарки встречал один из амбициозных аттракционов нынешнего года — культовое пшеничное поле по проекту Аньес Денес на Messeplatz. В 1982 году художница впервые создала ленд-арт Wheatfield — A Confrontation на двух акрах свалки вдоль берегов реки Гудзон в Нью-Йорке. Этот художественный жест привлекал внимание к проблемам бесхозяйственности, отходов, мирового голода и экологических проблем. Сейчас «Почитание пшеничного поля — противостояние» решает те же задачи и означает продолжение борьбы с явлениями, которые сама природа не может контролировать. Организаторы ярмарки оставят эту инсталляцию в городе до августа, пока пшеницу не соберут.

Chiharu Shiota, The Extended Line (2023-2024). Templon

Огромная инсталляция The Extended Line («Продолженная линия») Чихару Сиоты посвящена ее личным переживаниям, связанным с победой над раком. В конструкции 16×9 метров подвешены сотни километров красных веревок, а из них будто бы вылетают белые листы бумаги. Работа обращается к личному опыту аудитории. «Что значит быть человеком? Я задаю вопросы, с которыми, как мне кажется, каждый человек сталкивается в течение своей жизни, но не приходит к однозначному выводу. Я верю в силу того, что зададим эти вопросы вместе. И хотя у нас нет ответов, мы испытываем те же страдания, сожаления и радости в жизни», — говорит художница.

арт базель 2024 фото
Инсталляция Марио Чероли Progetto Per La Pace (1968)

В секции Unlimited разместили одно из крупнейших и наиболее мощных произведений Марио Чероли в области экологической скульптуры. Первоначально задуманная художником в 1968 году работа представляет собой фрагмент земли с плотно установленными четырехметровыми флагами, символизирующими мир.

арт базель 2024 фото
Редкая широкоформатная работа Дональда Джадда 1970 года, которая никогда прежде не демонстрировалась за пределами США. Gagosyan Gallery. Art Basel Unlimited

Дональд Джадд, которого часто называют крестным отцом американского минимализма, был представлен в Gagosyan с редкой инсталляцией 1970 года: ее приурочили к новой выставке швейцарских работ Джадда в базельской галерее. Набор панелей из оцинкованного железа высотой пять футов стоит в восьми дюймах от стены, и, что является редким достижением для Джадда, работа позволяет настраивать конфигурацию при каждой установке. Эта однотонная работа Джадда весьма необычна, ведь его любимый метод обычно заключается как раз в объединении цвета и объема. Он говорил: «Материал, пространство и цвет — основные аспекты визуального искусства. Все знают, что есть материал, который можно подобрать и продать, но никто не видит пространства и цвета».

Art Basel 2024 фото
Картина Сэма Фолса в секции Unlimited (Galleria Franco Noero, 303 Gallery, Galerie Eva Presenhuber)

Огромная картина Сэма Фолса «От весны к осени», которую художник создавал целый год на открытом в долине реки Гудзон, погружала в неспешное созерцание. Фолс помещал различную растительность на расстеленном в поле холсте и посыпал растения водорастворимыми пигментами. Активированные погодой краски создавали сюрреалистические силуэты растений. Повторяя этот процесс в разные сезоны, художник создавал слои из пролетающих цветов, веток и листьев, чтобы запечатлеть их недолгую жизнь прямо на картине. Изображение природы длиной около 20 метров нарисовано на цельном рулоне холста высотой 3,6 метров: это была самая большая работа на холсте, представленная на ярмарке.

арт базель 2024 фото

Одной из самых обсуждаемых работ стал шедевр Кита Харинга, украсивший стенд галереи Gladston, — 18-метровая картина «Без названия» (FDR NY, 1984). Харинг в свое время создал оригинальную 90-метровую фреску из 30 панелей на заборе улицы Франклина Д. Рузвельта Ист-Ривер-Драйв в Нью-Йорке. После того, как через год после установки этот монумент убрали, его фрагменты возят по музейным выставкам, а крупнейшая на сегодняшний день конструкция перекочевала в выставочные павильоны Базеля.

арт базель 2024 фото
Kader Attia, Intifada: The Endless Rhizomes of Revolution (2016)

Art Basel 2024 фото
Нур Джауда, «Тень каждого дерева», 2024, галерея Union Pacific

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит