Первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair базируется в Красноярске. С 28 июня по 2 июля на территории креативного кластера «Квадрат» представят свои произведения искусства 41 художник от Улан-Удэ и Тюмени до Томска и Благовещенска. Также участниками станут пять галерей: ЦСИ «Огонь» (Иркутск), Art Object Gallery (Владивосток), AXA Gallery (Владивосток), Miras Art Gallery (Уфа) и Larisa Deperscmidt Gallery (Челябинск). INTERIOR+DESIGN выбрал несколько самых интересных локальных участников арт-сцены.
По теме: Сибирская ярмарка современного искусства SCAN FAIR объявила имена участников
Натали-Кейт Пангилинан. «Дальневосточные венеры», Улан-Удэ
Мультидисциплинарная художница сочетает в своих проектах опыт работы в театре с различными медиа. Имея филиппинские и российские корни, Натали-Кейт пытается переосмыслить свою идентичность и ее роль в постсоветской реальности. Она работает над своей художественной идентичностью и созданием собственного культурного кода. Осуществила более 20 постановок в различных театрах России, принимала участие в персональных и групповых выставках, а также в проектах в России и за рубежом. «Я очень люблю ракушки и Дальний Восток. Недавно я подумала, что, возможно, моя любовь к ракушкам связана с детскими воспоминаниями, когда, будучи маленькой, я собирала их на Филиппинах. Для меня это первый опыт коллекционирования, нечто сокровенное. Фигуру обнаженного человека в ракушке я придумала в 2019 году, но реализовать задуманное получилось только сейчас», — говорит Натали-Кейт Пангилиан.
Раковина моллюска служит для Натали-Кейт визуальной метафорой колыбели цивилизации, в которой рождается новая жизнь, а также первородности и плодородия. Она обращается к шедевру Боттичелли «Рождение Венеры», изображающего рождение богини из пены волн и плывущей в раковине морского гребешка. Вступая в диалог с античным образом, художница создает фотоизображения человеческих тел печатью в створках ракушек, найденных на берегу Японского моря. Моделями для позирования выступают непосредственно жители прибрежных мест Приморского края, а также города Улан-Удэ, где она живет и работает сейчас. На данный момент в проекте приняло участие более 60 человек, на ярмарке можно приобрести только объекты с героями, которые разрешили продажу работ со своими изображениями.
Милана Пестерева. Серия «Порталы», Владивосток
Художница и дизайнер Милана Пестерева в работах под названием «Порталы» передает идею перехода из одного состояния в другое, из мира форм и объектов в беспредметное пространство. По мнению художницы, своей структурой они подобны мандорле и символизируют божество и святость. Цвет расположен в порядке высветления к центру или к краям. В своем высказывании художница балансирует между позициями интроверта, направляющего взгляд внутрь себя, и открытого к диалогу автора.
Михаил Чувакин, Владивосток
Современный художник Михаил Чувакин работает с графикой и различными техниками печати, создавая свою авторскую систему символов. Работы Михаила — это шрифтовые каллиграфические композиции, нарисованные черным маркером на белых листах. Они состоят из абстрактных символов и выстроены в линию или квадрат. «Мои работы — это тень, отражение загадочного мира, которого нет в настоящем. Как исследователь, я пытаюсь раскрыть загадку этого мира и понять его природу. Изучая обрывочные материалы, я параллельно трансформирую свою философию и видение настоящей реальности», — говорит Михаил Чувакин.
Анастасия Безвершук. Серия «Имаго», Красноярск
Красноярская художница Анастасия Безвершук работает с темами хрупкости — тела, памяти, дома. Серия работ «Имаго» выполнена в технике цианотипия на ткани, дополненной вышивкой, бисером, нитками мулине и гербарием. Для создания работ используются фотографии из архива и рентгеновские снимки. На ярмарке будут представлены также керамические объекты.
Янина Болдырева. Серия «Пасторали», Новосибирск
Эскизы новой серии работ художницы представляют собой коллажи из различных памятных обрезков ткани с напечатанными с помощью офортного станка фотографиями последних лет. «Идея в том, что мой лирический герой пытается пересобрать себя заново после катастрофы. Из образов будущего, воспоминаний и всего того, что ему кажется важным. Пасторали предполагают умиротворяющий пейзаж, призывающий раствориться в нем для отдыха и эстетического наслаждения. Я играю с этим образом, противопоставляя форму содержанию. Поэтому название оправдывает смысл новой гармонии, порядка, который принимает лирический герой, пытающийся сшить для себя образ мира по кусочкам», — говорит автор.
Антон Куприянов, Тара
Направления, в которых работает художник, — наивный реализм, сибирский романтизм, жанровая живопись. Антон показывает эстетику российской глубинки, узнаваемые пейзажи через яркие, небанальные цвета. Своей задачей художник, проживающий в небольшом сибирском городе Тара, видит романтизацию пространства вокруг себя.
Александр Мортаев, Красноярск
Александр Мортаев — художник из Горной Шории, сейчас живет и работает в Красноярске. Создает произведения в жанре станковой графики с помощью цветных и акварельных карандашей, а также фотографии и инсталляции. В работах Александра доминирует синий цвет. Согласно традиционному мировоззрению большинства тюркских народов, голубой цвет — это цвет неба, а значит, Бога (Тенгри). Его могли использовать в своем одеянии лишь правители и служители культа. У художника в синий окрашиваются утилитарные, даже маргинальные предметы — например, полог, которым укрывают машину. Объектом в графической серии «Космический мусор» стал скомканный белый мешок, найденный автором на рынке «КрасТЭЦ». В такие мешки складывается товар для его дальнейшей транспортировки. Художник пользуется своим правом менять контексты восприятия изображаемых им вещей и переносит мешок в условное вневременное пространство. На ярмарке представлены работы из серий «Товар», «Космический мусор», «Вчера» и «Полог».
Александр Никольский, Кемерово
Междисциплинарный художник Александр Никольский работает с фотографией, видео и объектами. Его художественное исследование физического пространства основано на взаимодействии человеческого и нечеловеческого. На ярмарке Scan Fair представлены тиражные фотографии из проекта Ex-Humus. «Если апокалипсис с греческого означает вскрытие, снятие покрова, то основанные на ископаемых ресурсах процессы буквально апокалиптичны. При этом взгляду доступны лишь отдельные проявления процесса, но вслед за угольными разрезами как звенья одной цепи появляются их двойники — карстовые провалы вечной мерзлоты, в которых почва обнажает тысячелетнюю историю катастроф», — говорит художник.
Нина Полякова, Красноярск
Художница Нина Полякова путешествует по миру и собирает истории для своих живописных работ и графики. В своем творчестве автор затрагивает темы детства, ностальгии, стереотипности, соотношение личной и коллективной памяти, значение географического расположения социальных групп, влияние климатических и историко-политических процессов на генетическую память локальных групп и как такая память может формировать культурное наследие. На Scan Fair художница привезла свои работы из серии Worldbuilding, цикл графических работ «Камни и кости» и работы из серии «Хроники Мемории».
Анастасия Рыбакова, Красноярск
Анастасия Рыбакова выросла в семье художников и рисует с самого детства. Ее основная рабочая техника — живописная графика цветными карандашами. Также в своих работах художница использует акварель, тушь, фломастеры, пишет маслом, строит инсталляции и делает текстильные скульптуры. Через свое творчество изучает возможности человеческого воображения и эмпатии. Работает с темами новой искренности и детского восприятия мира, изображая чувства цветов, овощей или насекомых. На ярмарке будут представлены работы из серий «Рождение», «Любовь», «Смерть», «Все овощи попадают в рай», «Рай».
«Я постаралась довести эмпатию к живым существам до абсурдного абсолюта, чтобы избавить людей от гнетущего чувства вины за причинения боли всем вокруг, ведь все живые существа чувствуют боль, это неизбежно и не важно, кому ты ее причиняешь: главное — выжить. Изначально я задалась вопросом: как рассказывать людям про эмоции? И начала рисовать картинки, портреты, подталкивающие человека задуматься: что испытывают герои? У людей есть мимика, и мы можем понимать эмоциональный контекст, но у растений, насекомых и птиц мимики нет. А что будет, если я ее добавлю?» — рассказывает Анастасия Рыбакова об идее создания серии работ.