Art Basel — это не только крупнейшая выставка искусства, но еще и уникальная возможность посетить лучшие фонды и музеи. Сложно представить, что в настолько небольшом городе, как Базель, такая концентрация прекрасных и разноформатных арт-пространств. Я каждый год пытаюсь охватить все по максимуму, и каждый год мне мало.
По теме: Art Basel 2024: поле пшеницы и подсолнухи за 20 миллионов
Полина Сурина
Арт-консультант, основатель компаний Amodomus, 2Shades
Сам Art Basel в этом году курировал новый директор Майке Крузе — и как же много зависит от куратора: на этот раз было сделано все, чтобы даже те, кто интересуется искусством поверхностно или вовсе им не интересуется, не смогли не обратить внимание на смотр. Пшеничное поле в самом центре Базеля — сложно представить, сколько тысяч фото было сделано перед главным павильоном Art Basel благодаря этой шедевральной инсталляции! Сильнейшая работа Агнес Денес «Почитание пшеничного поля — Конфронтация» (Agnes Denes' Honoring Wheatfield — A Confrontation), отсылающая к знаковой работе Денес 1980-х годов, останется на Меззеплатц (Messeplatz) на все лето — до сбора урожая.
285 галерей из 40 стран, лучшие из лучших. У каждой свой подход: новые звезды, качественное коммерческое искусство или абсолютно концептуальное. Люблю наблюдать, анализировать, разговаривать с коллекционерами, кураторами, галеристами, посетителями, охраной и официантами в кафе. Удивительно, что, несмотря на совершенно разный опыт и знания, фактически все отметили одни и те же тренды: очень safe-подход; практически отсутствие политики и острых тем; тренд на ткани, материалы, полотна, ковры; перепрочтение исторических работ в новом контексте; практически полное отсутствие модных в последние пару лет NFT и искусственного интеллекта.
В этом году я не успела на First Choice — время, когда открывают двери выставки для коллекционеров, дабы дать возможность выбрать лучшее из лучшего; когда происходят самые крупные сделки, а владельцы галерей готовы часами рассказывать о полотнах. Впервые почти все, что я выбирала, было уже продано. Благо ключевые галереи практически ежедневно меняли экспозицию, и мне все же удалось найти несколько уникальных полотен и арт-инсталляций.
Но самое крутое в Базеле в этом году для меня был даже не сам Art Basel, а Fondation Beyeler. Я люблю, когда сильно! Интересно! Неизбито! Когда трогает до глубины души. Когда нет равнодушия. Когда ты вспоминаешь потом долго, и это навсегда врезается в твою душу. Такой для меня стала выставка в Fondation Beyeler.
Я помню первый раз, когда оказалась в Базеле и попала в Фонд. Тогда там была ретроспектива Мондриана. В следующий раз — Жан-Мишеля Баскии и Дорис Сальседо (Doris Salcedo). Я безумно переживала, что не попала на Джеффа Волла (Jeff Wall). Планка была высока. Очень высока. Сочетание прекрасного арта, крутых специалистов и кураторов, потрясающего арт-пространства с кафе, где есть вкусный кофе и отличное шампанское! Я все это помню и вспоминаю. Но то, что я увидела в этом году, — другой уровень. На этой выставке работы разных художников все время перемещаются в пространстве и создают совершенно иные смыслы. Это нереально красиво и волнующе! Просто браво!
Что было еще интересного? Музей Витра (Vitra Design Museum), Кунстхалле (Kunsthalle) с крутейшим шоу Дана Флавина (Dan Flavin). И, конечно же, Design Miami — прямо напротив Art Basel: 25 галерей с коллекционным дизайном, в том числе новички, которых было особенно приятно увидеть.