«Природа предмета. Современный дизайн и традиции»: 10 самых интересных работ по версии INTERIOR+DESIGN
17 июля 2024 г.
Фиджитал-выставка «Природа предмета. Современный дизайн и традиции» открылась в пространстве Новой Третьяковки в сотрудничестве с Московским музеем дизайна и проектом «Трын*Трава. Современный русский стиль». На выставке соединяются реальные предметы дизайна, такие как текстиль и свет, и цифровое искусство. Диджитал-художники, дизайнеры и художники реализованных проектов представили арт-объекты, объединенные понятием «современный русский стиль».
По теме: «Природа предмета. Современный дизайн и традиции»: фиджитал-выставка в Третьяковке
Мы изучили работы 43 современных художников, представленных в 9 разделах экспозиции, и выбрали из них 10 — те, чьи авторы, на наш взгляд, сумели найти в народном быте главный источник вдохновения и представить традиционные образы и ремесла в актуальных и смелых объектах.
Журнальный столик «Паужна», Светлана Попова
Быт, уклад — это проявленность человеческого мировоззрения в физическом мире. Все, от чего зависел человек — и живое и неживое, наделялось дополнительными смыслами. Мы наблюдаем отражение всего многообразия территориальных, культурных и мировоззренческих особенностей в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Яркий пример территориальной оригинальности — коллекция «Паужна» Светланы Поповой. Архаичное слово «паужна» означает перекус до ужина, образованное от «па» — неполнота действий и «ужна», «южа» — юг. Это слово послужило отправной точкой для исследования быта русского севера: когда солнце стояло в зените, то есть было на юге, крестьяне доставали еду из паужников, плетеных корзин. Эта картина, характерная для старого уклада, и вдохновила дизайнера на создание журнального столика «Паужна».
Керамические мифические звери, Екатерина Яковлева
Анималистические скульптуры созданы Екатериной Яковлевой в русской художественной традиции. Это удивительный мир добрых гигантов из сказок детства с мифическими животными в деревянной домовой резьбе, с поливными изразцами Пскова и Ярославля, скопинскими львами из Рязанской области и белокаменной резьбой владимирских храмов.
Зеркало-цветок, Дарья Василькова (REDA) и Ульяна Хохлова
Дарья Василькова и Ульяна Хохлова предлагают по-новому взглянуть на традицию использования материалов. Дизайнеры создали зеркало из переработанного рельефного картона в виде цветка. Озорная работа — это актуальное прочтение ремесленного наследия, русских паттернов и советского искусства.
Серия зеркал «Три стихии», Ольга Силантьева
О смыслах, заложенных в орнаменты, размышляет Ольга Силантьева в серии «Стихии»: три зеркала символизируют солнце, воду и землю. Узор становится способом общения человека и природы. Издавна люди поклонялись стихиям, обожествляя их, верили во всемогущество природных явлений и свою зависимость от них. Это фиксировалось в орнаментах. В своей работе дизайнер использует этот полузабытый язык, перекладывая его из плоскости в объем. Каждое зеркало — стихия: Солнце может как осветить и согреть, так и обжечь. Вода — незаменимый источник жизни. Земля — ресурс, вмещающий в себя несметные богатства. Идея зеркал — отразить взаимосвязь природы и человека. Смотрясь в них, человек становится частью этой стихии, погружаясь в ее энергию и гармонию.
Вазы, керамика Кати Бочавар
Художница и скульптор Катя Бочавар размышляет на тему архетипического: как посуда может говорить о времени, в котором создана? На этот вопрос автор отвечает авангардистскими и примитивистскими рисунками на своих керамических работах, изображая вечное — женщину, ребенка, связь, эмоции.
Гобелен «Сирин и алконост», Ирина Батькова
Коллекцию гобеленов Ирина Батькова создала вместе с российской фабрикой, чтобы дополнить интерьеры современными тканями, посвященными нашей культуре. «Дева-птица — один из любимых персонажей песен и преданий. Полудевы-полуптицы живут на ветвях Мирового дерева в Ирии, сказочном раю. Где-то там растет и яблоня с молодильными яблоками, — рассказывает автор об идее создания гобелена. — Мифопоэтика — неотъемлемая часть русского культурного кода. Народная мифология — свод символических знаний, нравственных ориентиров, с помощью которых передается культурное наследие. Сказочные и былинные образы и сейчас выступают хранителями мудрости предшествующих поколений».
Тумба «Хитрый пони, крадущийся за сеном», Odingeniy
По аналогии с восточной концепцией неидеальности — ваби-саби — русский народный дизайн можно было бы назвать ироничным «сами-сами». Человек в природных формах всегда подмечал веселое, живое начало, придающее предмету характер вместе с обликом зверя, птицы, явления. Также появилась и тумба «Хитрый пони, крадущийся за сеном» от Константина Верина, Дарьи Вериной и Ивана Захарова из Odingeniy.
Световое панно «Солнце», Artvivo
В мифопоэтике всех народов мира важное место отведено солнцу как источнику жизни. Екатерина Аксенова-Чаленко и Олег Аксенов, Artvivo, рассказывают историю о светиле, вокруг которого наша планета делает оборот, приближаясь и удаляясь, рисуя астрономический крест года — два солнцестояния и два равноденствия, к которым до сих пор приурочено множество праздников.
Коллекция игрушек, Анастасия Коптева и Александр Браулов
Традиции из поколения в поколение передавались в игровой форме, в том числе и через игрушки. Игрушки соединяли в себе реальность и мифологию, так через понятные образы дети учились взаимодействовать с природой и людьми. Коллекция детских игрушек от Анастасии Коптевой и Александра Браулова, 52factory, — результат исследования символов и форм традиционной русской игрушки и работ художников русского авангарда. Авторы подчеркнули в росписи тканевые паттерны 1920–1930 годов и ключевые для славянской культуры символы солнца, воды и земли, которые встречались не только на старинных игрушках, но и в архитектуре, живописи и литературе.
Цифровые полотна «Вселенная 3×9», Сережа Паршаков
В своей «Вселенной 3×9» автор соединяет мистику леса, какой ее знали наши предки, с цифровой реальностью настоящего и будущего. Это мир, в котором природа — кибермашина, пластик — натуральный материал, незабудки — модули памяти, а подорожник — средство для заживления повреждений на роботизированных имплантах. В созданной Паршаковым вселенной даже мистический цветок папоротника может являться одновременно и чудодейственной программой, и смертельным вирусом, заражающим любую систему. В рамках выставки автор показал несколько представителей мистической флоры — устройств, созданных киберприродой, с раскрытием их функциональных особенностей, погружающих в атмосферу «3×9».