Выставка «Нити» в Ruarts: 10 самых интересных художников по версии INTERIOR+DESIGN
10 июля 2024 г.
В пространстве Фонда Ruarts до 3 ноября проходит выставка современных российских художников «Нити». Красная нить как архитектурное решение символично соединяет три этажа экспозиции, на которой представлены работы 39 авторов, объединенных использованием текстильных техник. Выставка основана на коллекции Фонда Ruarts и проектах молодых художников, а часть работ создана специально к выставке «Нити». INTERIOR+DESIGN выбрал 10 художников и поговорил с ними о том, какие идеи они воплощают с помощью вышивки, аппликации, вязания, печати на ткани и бисера.
По теме: «Природа предмета. Современный дизайн и традиции»: фиджитал-выставка в Третьяковке
Данила Поляков
Данила Поляков живет и работает в Москве. Свои первые шаги в качестве художника начинал в соавторстве с известными российскими фотографами Дмитрием Журавлевым и Алексеем Киселевым. После этого он продолжил работать с рисунком и тканями, преобразуя собственный опыт в модной индустрии в качестве модели в произведения искусства. Работа под названием Collapse Magic (или «Конец конца света, или фокус лажи») иллюстрирует парадокс, когда неудача создает эффект, превосходящий успех. Художник экстравагантно соединяет несовместимые материалы, ткани и фактуры. Органза, ткань со светоотражающей поверхностью, глиттер, стразы — работы Данилы Полякова действительно создают магию и останавливают внимание. «Это отражает нашу реальную жизнь, когда неожиданные обстоятельства или ошибки приводят к впечатляющему результату, — говорит художник. — Преломления света в работе добавляет тайны. Этот прием позволяет играть с восприятием зрителя и создавать визуальные эффекты, которые могут сбивать с толку и в то же время удивлять. Раньше, чтобы сделать безупречный фокус, нужно было потратить очень много времени, сейчас достичь желаемого эффекта можно с помощью современных технологий в маленькой комнате».
Елена Шарганова
Елена Шарганова окончила факультет станковой живописи в МГАХИ им. В. И. Сурикова и является студентом школы современного искусства при ММОМА «Свободные мастерские». Ее работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Проект, представленный на выставке, представляет собой интроспективное путешествие, в котором художница исследует свою связь с родным городом Нелидово и его уникальной историей. Она работает с тканью, нитками и одеждой, вышедшей из употребления. Текстильными работами художница погружает зрителя в ощущение присутствия через тактильность и объем материалов. «Прежде всего в своих работах я говорю о поиске идентичности, — рассказывает автор. — Городская идентичность — одна из важных для меня тем. На меня во многом повлияло то, что я родилась и выросла в маленьком городке, с невысокими домами в два-три этажа. В которых пространство города, коммуникация между жителями — все очень камерно и эмпатично. Это то, чего не хватает мне сегодня. Чувство дома, защищенности я шифрую в карты маленьких кварталов, скромных домиков. Часто это именно документальные фотографии реальных мест, тогда как разрушительное для этой среды будущее я реализую в тканевых коллажах».
Так, например, для создания коллажа об индустриальной шахтерской памяти города Елена объединяет архитектурную конструктивистскую фантазию советского архитектора Якова Чернихова, архивные карты города и снимки членов семьи художницы. В работе использована прозрачная ткань, архивные фотографии, снимки шахт в их сегодняшнем состоянии. Получился коллаж о мечтателях, строивших «город-сад».
Лиза Ольшанская
Современный художник, графический дизайнер и иллюстратор Лиза Ольшанская работает в основном с текстилем и вышивкой. Преподает в Британской высшей школе дизайна. Ее работы находятся в частных коллекциях в России, Италии, Франции и Германии. На выставке представлены две серии работ: «Камни, цветы и новая коллекция», 2023, и Long time together, 2024.
«В съемной квартире оказался камин, и на каминной полке стала собираться коллекция самого древнего на свете «антиквариата» — камней. Это простые камни. Из тех, что лежат под ногами в Армении, стоит выехать на природу. Из каждой поездки я привозила один камень. Они похожи на горы в миниатюре, с гладкими и рельефными гранями. К ним добавились маленькие человечки — горсть оловянных путешественников во времени. Фигурки встали на горы и стали позировать. Вышивка — длинный процесс, как ранняя фотография, для которой нужно надолго замереть. Эти вышивки с натуры скрепили для меня случайно образовавшиеся пары», — говорит Лиза Ольшанская.
«Есть такие вещи, с которыми невозможно расстаться. Им уже по 15–20 лет, я помню, при каких обстоятельствах их покупала, они объездили со мной разные страны, ночевали в гостях, переезжали из мастерской за город и обратно, были нарядными и будничными. Я по ним скучаю в разлуке. Стало понятно, что мне пора их нарисовать, а рисую я вышивкой, получаются вещи из ниток, нарисованные нитками», — рассказывает художница о серии Long time together.
Артем Ляпин
Иркутский текстильный художник Артем Ляпин создает свои работы через ткачество, техники кружевоплетения и цианотипии. Его работа на выставке выполнена в технике коклюшечного кружева. Вот что о ней говорит сам художник: «Сюжет «Луч солнца пронзает шилом семейное застолье» впервые пришел мне, когда я вышел из метро «Курский вокзал» и увидел, как две вороны трапезничают. Как мы знаем, вороны — падальщики, и мы можем представить, как выглядела эта трапеза. Я подумал, что это семейное застолье. Они выглядели как влюбленная пара, которая делит первый кусок торта на свадебном застолье. Позже мне вспомнились сказки про ворона Кутха. Для ительменов, коренного народа полуострова Камчатка, творцом и демиургом является Кутх — воплощение духа Ворона».
«В одном из текстов рассказывается о том, как во время китового праздника убитый кит не захотел возвращаться домой и родители маленького Кутху покинули праздник, оставив ему кусок мяса, лук и стрелы для того, чтобы он мог научиться добывать себе пропитание. Таким же образом «Рассвет» покинул свою маленькую дочку «Мити», оставив ей ловушку для мелких животных. Оба считали себя единственными людьми на земле. Кутх научился охотиться из лука на оленей и готовить себе еду. Однажды во время охоты он встретил Мити и сделал ее своей женой».
Виталий Тюрлик
Московский художник, историк-архивист Виталий Тюрлик с 2023 года работает эксклюзивно с галереей RuArts. Занимается ручной вышивкой, текстильным коллажем и графикой. Псевдоним появился благодаря детским впечатлениям от работ соцреалиста Гелия Коржева, который писал мутантов-тюрликов. Рассмотрели upcycling-работы Виталия на выставке и расспросили, как появились идея и сюжет для работы «Хлопок».
«Как правило, у меня есть набор примерных сюжетов или тем, над которыми мне было бы интересно поработать. Иногда это отдельные визуальные образы, чаще — в связке с какой-либо фразой, репликой, цитатой, слоганом, словом. Что-то я записываю себе в заметки, чтобы не потерять, что-то остается в памяти. Из такого набора идей до готовой работы добирается процентов десять — многое перестает казаться мне интересным, смешным, точным. «Хлопок» получился в результате сочетания темы, замысла и даже материала. Дело в том, что в прессе или интернете мне неоднократно попадалось нейтрально окрашенное понятие «хлопОк», обозначающее взрыв или инцидент подобного рода. Такое замещение всегда казалось мне слишком нарочитым. Попутно я от кого-то слышал о хлопкоробах в Узбекистане, собирающих коробочки с хлопком. У меня сложился примерный сюжет: труженики, собирающие хлопок, мощный хлопок на горизонте, игра слов и все такое. Тогда же я привез с дачи вельветовую пижамную куртку брата моей бабушки — мне показалось, что ее узор намекает на некие восточные мотивы или орнаменты. Мне стало интересно, как выглядит хлопок в реальности: я смотрел фотографии и видео, найденные в интернете. Кроме того, в девятом сезоне Открытых студий «Винзавода» моими соседями по мастерской были художники Фарангиз Ра из Узбекистана и Саян Байгалиев из Казахстана, с которыми я поговорил о хлопке и его сборе, так как хлопок — одна из важных культур для их регионов. Ну и, наконец, много позже мне рассказали, что хлопковая целлюлоза используется для изготовления пороха, что, как мне кажется, прекрасно вписывается в тематику моего текстильного панно».
Родион Китаев
Архитектор и художник-график Родион Китаев работает с живописью, вышивкой, иллюстрацией. Яркие колористические решения в работе «Рейв» гармонично сочетаются с самой тканью. В вышитых сюжетах собрана информация об истории, теории и практике рейва, а авторская фантазия отсылает к образам из работ художников ар-брют. «Рейв» — работа из серии «Торжество. Темные материи» наряду с «Либертинажем» и «Мистерией», посвященной одомашниванию практик изменения сознания. В «Рейве» налицо свойства, присущие всем трем работам серии: успокаивающая техника вышивки, которая превращает изображение в сплетение цветочных мотивов, сталкивается с тревожащими, эксцентричными сюжетами.
«Сам рейв интересует меня за счет своего двусмысленного статуса: будучи явлением одновременно массовым и маргинальным, разрешенным и не вполне легальным, внеполитическим, но в итоге весьма вовлеченным в политику, субкультурным, но собирающим множество деятелей иных субкультур».
Лана Морозова
Художница занимается вышивкой, живописью и скульптурой. Живет в Москве и учится в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко. Трансформирует традиционную вышивку на ткани в объекты собственного фантазийного мира из воспоминаний и переживаний детства, дополненные поэтическими высказываниями.
Трогательные и искренние работы с образами детей, наивными стежками, подписями появились благодаря фотографиям из семейного архива Морозовой. «Между детством и концом света» — так говорит о них сама художница. «В восемь лет, когда я гостила в деревне, случайно прочитала в газете «Спид-инфо» о том, что завтра будет конец света. В детстве мы все принимаем на веру, особенно если это написано в газете. Всю ночь я провела в неописуемом ожидании, но ничего не случилось. С тех пор мне постоянно снятся разные концы света, и в информационном поле периодически предрекают все новые и новые апокалипсисы. Вот и получается, что жизнь, в общем-то, можно обозначить как пространство между детством и концом света», — делится Лана Морозова.
Катя Исаева
Катя Исаева живет и работает в Москве. Междисциплинарный художник, куратор, выпускница ИПСИ и Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА, училась в Лондонском Университете Искусств. Художница рассказала, как мифология превращается в искусство в ее работах: «Мифы создают архетипы, модели человеческого поведения. Таким образом, мы бесконечно проживаем одни и те же истории, ожидаем определенных действий от героев, антигероев, творцов, магов, шутов. В моем проекте мне было интересно, используя готовые тексты и изображения, пофантазировать на тему ролевых моделей и попробовать создать новую мифологию, где человек и нечеловеческий агент меняются местами, животные наделяются магическими способностями».
«У меня лингвистическое и художественное образование, я много работаю с текстами и черпаю вдохновение из книг. Вот, например, прочитанные недавно рассказы Борхеса и Касареса «Хроники Бустоса Домека» дали старт этой серии работ».
Устина Яковлева
Современная художница работает с текстилем, вышивкой, фотографией, графикой. Устина Яковлева соединяет современное искусство с народными техниками декоративно-прикладного искусства. Работы художницы находятся в частных коллекциях в России, Великобритании, Франции, Германии, Австрии и Голландии. Работа из серии «Леса» — попытка зафиксировать момент здесь и сейчас через фотографию и вышивку бисером. Черно-белая фотография, напечатанная на ткани, неплотно подвешена к стене. Легкое движение воздуха создает динамику изображения и блики от бисера. Перед работой установлен пуф: работа подталкивает зрителя к медитативному созерцанию.
«Фотография на пленку — это момент реального фиксирования на светочувствительную фотоэмульсию уникального момента здесь и сейчас. С помощью ручной, практически невидимой мимикрирующей вышивки бисером я добавляю работе ощущение волшебства, которое присутствовало в момент создания кадра. Издалека бисер практически не заметно, кажется, что это просто черно-белое изображение леса, только почти неуловимое мерцание привлекает зрителя подойти поближе и увидеть этот лес с другой стороны. Мне важно, что в работе я посвящаю много время процессу, так как время — это самое ценное, что у нас есть. Благодаря непрерывному вниманию и погружению в вышивку фото леса постепенно оживает, как и воспоминания о волшебном моменте. Там, где внимание, там и жизнь», — рассказывает Устина Яковлева.
Вита Буйвид
Вита Буйвид — фотограф и художница. Создает документальные и постановочные фотографии, дополняет кадры вышивкой и живописью, соединяет их с объектами. В своей художественной практике Вита Буйвид обращается к теме семейных отношений, личных переживаний, исследует феминность. Ее работы находятся в коллекциях фонда RuArts, Русского музея, МАММ.
В любой старой фотографии содержится время, скрыта маленькая история, это и притягивает внимание. Рукодельное кружево рамки, форма карточки и собственно образ, надпись на фотографии, почерк, чернила — все эти детали проявляют тонкие смыслы работ. Текстовые послания выстраивают между персонажем на фотографии и предполагаемым адресатом некий любовный сюжет. А фраза «Люби меня, как я тебя» — это требование, которое сообщает о желании быть любимым, о нехватке взаимности, это приглашение к размышлению о том, как мы выражаем и ищем любовь. «Вязание — процесс неспешный, что противоречит моментальности снимка, дополненного живописью. Мгновение не остановлено, а длится без конца», — говорит художница.