Один день из жизни аристократии начала XX века: образ эпохи на выставке «Журнал красивой жизни»
9 июля 2024 г.
Как аристократы проводили свободное время в усадьбах, чем увлекались и какие нововведения принес в их жизнь XX век? Рассказываем о жизни общества по мотивам новой выставки в Музее русского импрессионизмаВ Музее русского импрессионизма проходит одна из главных выставок сезона — «Журнал красивой жизни». Экспозиция рассказывает о первом русском глянцевом журнале «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 годы. В залах музея страницы издания оживают в произведениях искусства: проект погружает посетителей в атмосферу красивой жизни начала XX века и знакомит с бытом и увлечениями общества тех лет.
По теме: Ленд-арт Джима Деневана: переосмысление мира через масштаб

Музыка и танцы
Музыка и танцы во все времена были одним из главных видов досуга аристократии. В 1910-х годах эта установка оставалось нерушимой: молодые аристократки играли на скрипке и фортепиано, занимались пением и изучали танцевальные па, а вечера, на которых можно было продемонстрировать свои умения, устраивались как в городских усадьбах, так и в личных имениях. Конечно, редакция «Столицы и усадьбы» не могла оставить без внимания эти развлечения. Так, на страницах часто печатали интерьеры танцевальных залов, а также картины музицирующих аристократок — например, произведение Ивана Горюшкина-Сорокопудова «Современная музыка» стало обложкой 79-го номера издания.
%20Premacci.%20Tancevalnyi%20zal.jpg.webp)

Театр
Театр — еще одна составляющая, без которой невозможно представить жизнь светского человека. В отдельной рубрике писали о главных постановках в Петрограде и Москве, оригинальных декорациях, над которыми работали известные художники, печатали портреты актрис и балерин.
Однако не стоит думать, что театр ограничивался исключительно территорией городов. Спектакли давали и в богатых имениях: журнал красивой жизни печатал материалы по истории крепостного театра и писал про любительские постановки, в которых принимали участие великие князья и княгини. Держать собственный театр при усадьбе считалось престижно — это был еще один способ продемонстрировать собственный статус и просвещенность.

Спорт и активный отдых
В начале XX века к активным видам спорта добавился лаун-теннис, который быстро стал востребован в аристократических кругах. Моду на теннис в Российскую империю привезли британские предприниматели, а укрепил князь Сергей Александрович — младший брат Николая II. Благодаря его стараниям в Петербурге в 1880-х годах появились первые теннисные клубы. Подтверждает актуальность этого досуга и активное упоминание в «Столице и усадьбе»: в номерах печатали портреты известных теннисисток, а также новости по теме.
Автомобили
В XX веке на смену извозчикам постепенно стали приходить автомобили. Добираться до усадьбы из города на новом транспортном средстве стало еще одним способом показать высокий уровень достатка. «Столица и усадьба» не отставала от трендов: в номерах журнала можно было увидеть рекламу новых моделей Renault или Packard, которые любил сам главный редактор издания Владимир Крымов.

Усадьбы и их судьбы
В начале прошлого века аристократы продолжали жить на широкую ногу, однако усадебная культура претерпевала серьезные изменения: в пореформенной России дворянские гнезда начали приходить в упадок. Им на смену пришли дачи, как обещал предприимчивый Лопахин в чеховском «Вишневом саде». Редакция остро чувствовала это настроение и запечатлевала в журнале, как «недавнее русской усадьбы с ее своеобразной жизнью уходит в прошлое».
Так, обложку 27-го номера «Столицы и усадьбы», вышедшего в 1915 году, украсила картина Василия Максимова «Все в прошлом». На ней изображена реальность многих имений: барыня со служанкой задумчиво сидят у заброшенного дома с колоннами, окна которого заколочены досками. В 9-м номере 1914 года историк архитектуры Георгий Лукомский писал: «И большей части усадеб скоро не станет. Ремонт погубит очарование многих деталей и украшений, а в них-то значительная доля того cachet, который и составляет прелесть многих домов. Если бы собрать все это, рассыпанное по России, достояние — получился бы целый город-музей, равного которому не сыскать бы в Европе. Надо собрать эти художественные сокровища хотя бы в издании».
Можно с уверенностью сказать, что у редакции «Столицы и усадьбы» получилось выполнить свою задачу: запечатлеть стремительно уходящий быт и досуг аристократии начала ХХ века.
