Пять театральных бэкстейджей этого сезона: от Саши Бортич до Юрия Смекалова

Пять театральных бэкстейджей этого сезона: от Саши Бортич до Юрия Смекалова

16 июля 2024 г.

Один из знаковых признаков театра — его сиюминутность: спектакль важно ценить за то, что его действие происходит здесь и сейчас. Редкая видеосъемка может передать суть спектакля, к театру мало применим музейный жанр и какое-либо экспонирование. Поэтому именно в театре особенную роль играют нюансы и детали, и порой значимым оказывается не то, что звучит со сцены, но то, что скрывает молчание, пауза, недосказанность.


По теме: 10 самых красивых театров мира

Тем большее значение в театре играет визионерство: театральные художники всегда привлекали особое внимание исследователей, а процесс создания спектакля зачастую воспринимается широкой аудиторией как таинство. INTERIOR+DESIGN изучил бэкстейджи с репетиций спектаклей и проектов, посвященных современному театру, в попытке понять, как масштабный этап подготовки влияет на результат — создание мира, одновременного реального в своем «здесь и сейчас» и иллюзорного.

Театр Наций. «Отцы и дети»

В Театре Наций под конец сезона состоялась премьера про бунт молодости. Спектакль «Отцы и дети» по мотивам тургеневской повести поставил режиссер Семен Серзин, известный широкой публике как автор фильма «Человек из Подольска» и сыгравший роль Михайлова в фильме «Лето». Его новая театральная работа об условном перестроечном времени и теме выбора пути.

В ролях — народный артист России Петр Семак, заслуженный артист России Виталий Коваленко, заслуженный артист России Владимир Майзингер, Сергей Волков, Геннадий Блинов, Ирина Старшенбаум, Ольга Лерман, Александра Бортич и другие.

Электротеатр Станиславский. «Октавия. Трепанация»

В конце театрального сезона культовый спектакль «Октавия. Трепанация» режиссера Бориса Юхананова в течение нескольких дней был доступен зрителям в формате тотальной инсталляции. Сейчас ее уже нет, а за билетами на спектакль нужно следить на сайте театра. Тем не менее художественная значимость самой оперы такова, что и спустя годы после премьеры в разговоре о визионерстве обойти вниманием ее невозможно. Художник-постановщик — Степан Лукьянов, а за видеоконтент для LED-панели, установленной в декорации огромной головы Ленина, и экспрессивную компьютерную графику, передающую внутренний мир тирана, отвечал один из главных современных видеохудожников Илья Старилов.

Кстати, здесь же, в Электротеатре, можно увидеть еще три постановки, в которых работа художников играет особенно значительную роль. Для оперного сериала «Сверлийцы», 10-кратного номинанта «Золотой Маски», Илья Старилов анимировал серию графических работ Бориса Юхананова; в грустной сказке «Сверчок» лес-трансформер населен существами, придуманными художницами Марией Трегубовой и Евгенией Панфиловой. Трилогия «Синяя птица» — еще один пример спектакля, где видеоконтент играет ключевую роль. Все плоскости так или иначе задействованы в постановке и создают единое иллюзорное пространство, населенное не только актерами, но и 3D-персонажами. Автор решения, как всегда, Илья Старилов.

Кроме того, Электротеатр Станиславский — один из немногих, кто регулярно работает с жанром тотальной инсталляции и предлагает различные способы коммуникации с аудиторией, включая работу с экспозиционным пространством на первом этаже здания, открытые репетиции и другие форматы, о которых можно узнать из социальных сетей.

Главный штаб Эрмитажа. «Русский балет. Приношение Дега»

Не спектакль, но фотовыставка о театральном деле, открывшаяся в Главном штабе Эрмитажа в конце июня. В центре внимания — эстетика русского балета и авангардное прочтение классики. Все работы одного фотографа — Юрия Молодковца, то есть, по сути, это персональная выставка главного фотографа Эрмитажа. Локциями для съемок стали репетиционные залы Михайловского и Мариинского театров, сцена Эрмитажного театра и классы Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. «Небывальщина»

Новые имена среди театральных художников появляются не так часто. Вадим Тишин — современный междисциплинарный художник и дизайнер, создает театральные костюмы и занимается иллюстрацией. Проект «Небывальщина» начинался как перформанс с разными артистами, затем получил продолжение в фото-арте, а совсем недавно в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства состоялся показ одноименного фильма.

Платья «Любовь», «Ничто», «Гора», «Змея», «Персефона» и другие оживлялись через экран Вадимом Тишиным для того, чтобы раскрыть визуальную драматургию театрального костюма и наделить его пространственно-пластическим контекстом. Среди других недавних работ автора — текстильный объект «Серафим», «Незабудка», «Видима и несвободна» и другие.

МЭД объединение. «Шинель М»

Новый проект Юрия Смекалова, в котором он выступил в роли генерального продюсера, режиссера и хореографа-постановщика спектакля. Идея постановки строится на соединении гоголевской «Шинели» с режиссерским методом Всеволода Мейерхольда под названием биомеханика. Более того, в спектакле есть и герой Всеволода Мейерхольда. Эта концепция родилась во время работы над декорациями, которые созданы в эстетике конструктивизма и отсылают к 1920-м. А символический смысл спектакля рассказывает о преодолении обстоятельств и внутренних слабостей через любовь и мечту.

Роль режиссера Всеволода М. исполнят Илья Дель и Иван Батарев (Театр им. Ленсовета), его возлюбленной Зинаиды Р. — Лаура Пицхелаури (Театр им. Ленсовета) и Елена Калинина (Приют комедианта), Акакия Башмачкина — Виталий Куликов (Театр им. Ленсовета) и Виталий Гудков (Театр на Литейном), Портного — Юрий Смекалов и Олег Габышев (Театр балета Бориса Эйфмана), Старого капота — независимые танцовщики Александр Челидзе и Роман Андрейкин, Заглавную партию Шинели Кошки исполнят Мария Ширинкина и Дарья Ионова (Мариинский театр).



Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами