Белый цвет в кино: пять фильмов о чистоте, любви и смерти
19 июля 2024 г.
Проект КАРО.Арт и кинокомпания Russian World Vision при поддержке галереи современного искусства PA Gallery приглашают 20 июля на спецпоказ фильма «Три цвета: Белый» польского режиссера Кшиштофа Кесьлёвского. Фильм будто соткан из белого цвета, но не буквально — от метафоры белой и чистой любви до сюжетных и интерьерных деталей. Событие вдохновило INTERIOR+DESIGN вспомнить кинокартины, в которых режиссеры используют белый цвет как визуальное воплощение своих идейБелый цвет в кино — мощный инструмент, который режиссеры и художники-постановщики используют для создания глубины и многослойности в своих работах. От чистоты, невинности, надежды до пустоты, смерти и контрастного акцента. Мы рассмотрели пять режиссерских работ от Софии Копполы до Йоргоса Лантимоса.
По теме: Французские премьеры и классика: самые эффектные интерьеры для героев фильмов
20 июля в киноцентре «Октябрь» состоится спецпоказ фильма «Три цвета: Белый». Это вторая часть кинотрилогии «Три цвета», снятой в 1993–1994 годах польским режиссером Кшиштофом Кесьлёвским: «Три цвета: Синий», «Три цвета: Белый», «Три цвета: Красный». Синий, белый и красный — цвета на флаге Франции, и история каждого фильма основана на одном из девизов Французской республики: «Свобода, равенство, братство». Фильм представят и обсудят журналист Вероника Скурихина и художник Андрей Волков.
София Коппола. «Роковое искушение»
«Роковое искушение» — это фестивальное кино, которое длится всего 90 минут. София Коппола сняла личную, «женскую» версию фильма «Обманутый» Дона Сигела 1971 года с Клинтом Иствудом. Отбросив в сторону сюжетные детали, она уделила больше внимания визуальному стилю, за что получила «Пальмовую ветвь» в Каннах. Автор собрала звездный состав: Николь Кидман, Эль Фаннинг, Кирстен Данст и Коллин Фаррел. Эстетика и красота кадра, операторская работа, работа костюмеров и декораторов — идеально воссозданный XVIII век с изысканной мебелью и кринолинами. В общем, Коппола остается верной себе.
Тревожная атмосфера картины передана через затянутые меланхоличные кадры, а белому цвету режиссер отвела чуть ли не главную роль. Белый цвет в одеждах и интерьерах символизирует контраст внешней чистоты и христианской добродетели с внутренней жестокостью, скрывающейся за нежными лицами благородных девиц из пансионата. Цвет здесь — метафора вечной борьбы целомудрия и искушения из библейской истории.
Ян Кунен. «Коко Шанель и Игорь Стравинский»
Безупречный фильм французского режиссера о любви двух легенд из мира моды и музыки. В фильме о творчестве и совершенстве вкуса белый цвет воплощает стиль и эстетику Коко Шанель. Он доминирует в сценах, где в центре внимания — эмоциональная связь между героями. Так, например, танец на фоне белого интерьера усиливает глубину момента и делает его почти сакральным. А когда главная героиня переодевается в белые одежды, значит, нас ждет новый сюжетный поворот вслед за новым этапом жизни Габриэль Шанель. Аллюзия на традиционные наряды, связанные с обрядами инициации и перехода — свадебными, погребальными, — очевидна.
Йоргос Лантимос. «Лобстер»
Греческий режиссер Йоргос Лантимос, известный своими фантазийными работами, снял фильм о постапокалиптическом будущем. В этом мире одинокий человек попадает в специальный отель, чтобы найти свою вторую половинку. На поиски отведено 45 дней, по истечении которых, если он не найдет себе пару, будет превращен в любое животное по своему выбору. Интерьеры отеля, униформа сотрудников и одежды гостей отеля, которые выглядят как пациенты в больнице, — все в белом цвете. Он играет важную роль в создании атмосферы стерильности и бездушности общества, в котором находятся герои: белый цвет подчеркивает обезличенность всех людей, социальное давление, уязвимость и их беспомощность перед системой. Фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля.
Пон Джун-хо. «Паразиты»
Корейский режиссер Пон Джун-хо получил четыре премии «Оскар» за сюрреалистичную сатиру «Паразиты». Фильм рассказывает о том, как семья бедняков Ким выходит на работу в дом богачей Пак. Режиссер использовал белый цвет в фильме для усиления социального контраста, подчеркивая привилегированный статус семьи Пак, их богатство и роскошь. Белые стены, мебель и декор создают впечатление музея и контрастирует с темными и тесными условиями, в которых живет семья Ким. Хотя и в интерьере их дома появляется комната в белой эклектике. И неслучайно: режиссер показывает, что любой символ, включая цвет, может значить диаметрально противоположные вещи в разном контексте.
Стэнли Кубрик. «Космическая одиссея 2001 года»
Невозможно обойти вниманием культовый фильм режиссера Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Это визионерская научно-фантастическая кинокартина не только с точки зрения сюжета, но и декораций. Интерьеры Кубрик создавал не менее тщательно, чем кадры. Некоторые предметы мебели из фильма стали культовыми, например, красный стул Djinn Оливье Мурга (Olivier Mourgue). Через белый цвет режиссер показывает зрителям, с одной стороны, высокие технологии, достижения, исследование новых горизонтов — белый, ассоциирующийся с хай-тек и минимализмом, как никакой другой органичен для этой задачи. И при этом — чувство утраты индивидуальности и потерю ориентиров: стерильность и невозможность найти точку опоры в «бесцветном» и «безвоздушном» пространстве.